Фото Reuters
В Госдуму вчера был внесен законопроект об особенностях регистрации недвижимости в Крыму. Соответствующие полномочия передаются от федерального Центра двум новым субъектам РФ. Два с небольшим года – до 1 января 2017-го – их правительства будут решать, на основании каких документов производить регистрацию. Официальное объяснение инициативы: в сложных ситуациях местные разберутся лучше. Таким образом, Москва хочет остаться в стороне от возможных земельных скандалов. Например, вокруг самозахватов крымских татар. Впрочем, у Центра сохраняется право на обязательные для исполнения указания властям Крыма и Севастополя.
Законопроект об особенностях регистрации прав на недвижимость в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе был вчера внесен в Госдуму группой депутатов из «Единой России» во главе с председателем комитета ГД по законодательству Павлом Крашенинниковым. Он сообщил «НГ», что документ уже согласован с Минэкономикой и Росреестром. По словам Крашенинникова, депутатская инициатива призвана разморозить ситуацию на рынке недвижимости в двух новых субъектах РФ. «Надо что-то делать, надо вводить объекты недвижимости в оборот», – сказал глава думского комитета. Напомнив, что сейчас в Крыму в этой сфере существуют серьезные проблемы: непонятно, по каким правилам действовать, какие основания для признания прав на собственность актуальны, а какие – нет.
Главное ноу-хау в решении трудной проблемы, объяснил Крашенинников, – передача полномочий на регистрацию от федеральных ведомств властям Севастополя и Крыма. Именно последние определят все конкретные правоустанавливающие документы, необходимые для регистрации. Из документа следует, что все законные приобретения и сделки вне зависимости от срока их совершения признаются безоговорочно. Впрочем, Крашенинников подчеркнул, что признание – одно дело, а «другое дело – разобраться со всей этой тяжелейшей ситуацией». Например, сказал он, с 1 января 2013 года на Украине начал действовать закон о регистрации недвижимости, похожий на российский. По нему, впрочем, узаконено не слишком большое количество объектов, но их владельцам дается льгота: они представляют властям только ссылки на уже полученные документы. В общем, заметил глава комитета ГД, «мы говорим: давайте разбирайтесь на месте».
Правда, федеральный Центр ни в коем случае не самоустраняется: у того же Росреестра сохраняется полное право на издание распоряжений, которые соответствующие севастопольские и крымские структуры будут обязаны выполнять. Профильное ведомство также будет обучать региональных специалистов, принимать у них квалификационные экзамены, оказывать нормативную и информационную поддержку. Да и в конце концов физически заносить получаемые из Крыма данные в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственный кадастр недвижимости. Впрочем, предложение дать больше прав исполнительной власти новых субъектов РФ все равно выбивается из общей тенденции по ускоренному внедрению российских структур в Крым и скорейшему переводу полуострова на наше законодательство. Напомним, что даже гривну, которую сначала – в конституционном законе о присоединении к России Крыма и Севастополя – предполагалось оставить средством платежа еще на пару лет, затем было решено вытеснить уже этим летом.
Крашенинников на вопрос «НГ», как этот закон станет регулировать главную крымскую проблему – самозахваты земель, нередко самых лучших и часто прибрежных, представителями крымскотатарской общины, уклончиво ответил, что, мол, там тоже не все так просто. Документы на получение участков оформлялись в различных инстанциях – вплоть до киевских. Тем не менее, он заявил, что законопроект – «это вовсе не перекладывание ответственности с одних плеч на другие, он не связан с деятельностью правоохранительных органов». Просто, по его словам, «земельные вопросы должны решаться деликатно и без революций». Ведь, если делать все из Москвы, то можно, уточнил он, такого нарешать, что ситуация только ухудшиться. Источник «НГ» в аппарате Госдумы пояснил: Центр дает крымским властям право и возможность договориться с татарами о компромиссе: «Все им сохранить за собой, конечно, не удастся, так что недовольные обязательно будут, ну а пока с ними будет что-то решаться, Москва хочет постоять в стороне – и в крайней случае выступить умиротворителем той или иной острой ситуации».
Что же касается утверждений о том, что внесенный в ГД законопроект лишь размораживает ситуацию на рынке недвижимости, то источник «НГ» подверг их сомнению, указав, что передача полномочий властям Крыма и Севастополя произойдет, согласно тексту документа, лишь с 1 октября, то есть никаких немедленных мер местное руководство предпринять не сможет.