Фото Reuters
Чуть больше недели понадобилось Госдуме для принятия обновленной редакции закона о Конституционном суде (КС). 13 мая он был внесен, а сегодня уже одобряется в третьем чтении. Между тем правка закона совсем не техническая. Высший российский суд теперь сможет принимать не подлежащие пересмотру решения, в том числе и о толковании Конституции, меньшинством в 9 судей из 19. Ужесточаются и сроки подачи гражданами исков в КС. А вот для президента, который представляет кандидатов в судьи, наоборот, все жесткие сроки отменяются. КС в последнее время и так не принял ни одного решения, которое бы заставило власть нахмуриться, а теперь, похоже, и вовсе превращается в рабочий инструмент президентской вертикали.
Сегодня Госдума планирует одобрить в окончательном виде поправки к закону о Конституционном суде, представляющие собой сильно обновленный его текст. История складывается изумительная. Законопроект впервые появился на Охотном Ряду 13 мая, а 20 мая прошел первое чтение. На внесение замечаний и предложений ко второму чтению депутатам были даны всего сутки. Впрочем, профильный комитет даже не стал собираться на очное заседание. Добро на первоначальный вариант без каких-либо сущностных уточнений им было дано с помощью опросного листа, то есть на самом деле по телефону. Поправки, которые все-таки успели подать депутаты из оппозиционных фракций, были полностью отвергнуты.
Любопытно, что оппозиция прежде всего попыталась исправить наиболее одиозное изменение в порядке работы КС, которое приводит к тому, что все его решения, в том числе и по толкованию Конституции, могут приниматься всего-то 9 голосами, то есть меньше чем половиной от общего состава судей, включающего 19 человек. Достигается такая возможность, противная самой идее конституционного правосудия как некоего ареопага, где ведущие умы спокойно и рассудительно ищут консенсуса в трудном юридическом вопросе, всего-то в два этапа. Сначала указывается, что, для того чтобы считать состав КС правомочным, нужно не три четверти судей, а только две трети. Точно такой же показатель предлагается считать и достаточным для кворума. Объясняется это, кстати, тоже интересно – мол, работа суда налажена, и прежних жестких требований к нему ныне можно уже не предъявлять. А вот затем по всему закону о КС прописывается, что решения принимаются двумя третями от числа присутствующих судей. Дальше арифметика: две трети от 19 – это 13, а две трети от этой цифры – девять.
Снижение количества судей, необходимого для формального признания состава КС действующим, приводит к еще одной новации. Сейчас, если кресло становится вакантным, президент обязан быстро внести в Совет Федерации кандидатуру нового судьи, а сенаторы тоже не могут долго тянуть с его утверждением в должности. Но теперь, указывается в пояснительной записке к проекту, который вот-вот станет действующей нормой, главе государства можно будет не спешить, а подходить к отбору претендентов более вдумчиво. И, например, не создавать проблему такого рода, как вливание новичка в сложившийся коллектив. Это на самом деле не шутка, а тезис из пояснительной записки к законопроекту. Таким образом, указывается там же, президент сможет подбирать кандидатов в судьи одного к одному, а потом представлять списком.
Напомним, что в последнее время КС, возглавляемый Валерием Зорькиным, не доставляет Кремлю беспокойства. Его постановления даже по самым серьезным политическим и экономическим вопросам не выходят за рамки мейнстрима. Например, в ответ на иск о жестком законодательстве о митингах КС повелел поменять в нем мелкие детали. На запрос о праве вводить для кандидатов в депутаты Госдумы криминальный фильтр суд ответил, что в целом это делать можно, но более аккуратно, так что исправленная по распоряжению КС норма оказалась даже еще хуже первоначальной. А недавнее решение по закону о некоммерческих организациях – иностранных агентах удивило даже представителей органов госвласти, настаивавших на правомочности оспариваемых норм.
Любопытно, кстати, что КС подвергается ускоренному реформированию сразу же вслед за Верховным судом и ликвидацией Высшего арбитражного суда. Впрочем, для изменений в отношении последних все-таки понадобилось принимать поправки к Конституции, а КС перекраивают по инициативе якобы всего-то пары-тройки депутатов Госдумы. Интересно, что по предыдущей судебной реформе в КС подан иск, где в обосновывающей части можно прочитать такой прогноз-предупреждение: мол, если исполнительная и законодательная власти захотели и реформировали судебную без полного учета ее мнения, то недолог час, когда и конституционный закон о Конституционном суде можно будет взять и просто переписать. И данный прогноз, придуманный депутатами КПРФ, конечно, в основном для красного словца, неожиданно сбылся буквально в несколько дней.