Фото пресс-службы ФМС Российской федерации
Директор Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский на вчерашнем правительственном часе в Госдуме заявил, что его ведомство нуждается в полномочиях по проведению дознания по ряду статей Уголовного кодекса. Глава ФМС уточнил, что прав на проведение оперативно-розыскной деятельности его службе не требуется. Ромодановский также порадовал депутатов: после серьезной правки законодательства контроль над миграционными потоками установлен.
Директор ФМС Константин Ромодановский пояснил, что ФМС отвечает сейчас за выявление правонарушений по фиктивной регистрации, фальшивому миграционному учету, однако выявленные службой факты, грубо говоря, «предательства», передаются в прокуратуру и нередко расследуются очень долго.
«Здесь мы могли бы возбуждать уголовные дела и воздействие на нарушителей было бы более серьезным», – заметил Ромодановский.
При этом глава ФМС вчера публично отрекся от планов превратиться в правоохранительную структуру, заявив, что прав на проведение оперативно-разыскной деятельности миграционным инспекторам не требуется. По словам Ромодановского, можно поступить по аналогии с Федеральной службой судебных приставов, которая ныне вправе вести дознавательные процедуры по курируемым ею правонарушениям. Что касается как такового следственного аппарата, то у ФМС он, по сути, уже есть. Служба уже осуществляет административные расследования – примерно по 40 тыс. в год. И если функция дознания у ФМС будет, констатировал ее руководитель, то вместо нынешних одной-двух тысяч уголовных дел по махинациям с регистрациями мигрантов их станет, по оценке Ромодановского, в пять–десять раз больше.
Допустим, такой план будет выполнен – а о нем говорил и президент Владимир Путин. Но тогда это станет очередным подтверждением тому, что прежние расчеты Следственного комитета России насчет того, чтобы стать единственным следственным органом страны (за исключением специфического следствия в ФСБ), все-таки, видимо, руководством государства не подтверждены. И действительно, как не раз писала «НГ», из-за сопротивления Минфина и явного недовольства МВД и Генпрокуратуры реформа следствия отложена до 2018 года. Но уже сейчас своего куска требуют и Госнаркоконтроль, и теперь ФМС.
Из доклада Ромодановского думцам стало ясно, что ФМС опутала страну своей информационной сетью и прямо из компьютера определяет реальных и даже потенциальных нарушителей миграционных законов и с того же монитора запрещает им въезд. С помощью все той же информационной системы, обмолвился вчера Ромодановский, выявлено 73 545 российских граждан, получивших за последние полтора года отечественные паспорта, но в то же время пользующихся иностранными. Причем, подчеркнул Ромодановский, эти просто наисвежайшие данные не учитывают новых россиян в Крыму. Именно так вскользь глава ФМС коснулся двух наиболее актуальных задач, стоящих перед его ведомством, а именно: закона об информировании гражданами РФ о наличии у них второго гражданства и кампании по превращению крымчан в полноценных жителей России.
Любопытно, что и сами депутаты Ромодановского по этим темам не спрашивали. Не захотели они воспользоваться случаем и узнать, скажем, о том, как ФМС будет выявлять нарушителей нового закона – неужели лишь через компьютерную базу? Относительно же выдачи паспортов бывшим украинским гражданам в Крыму руководитель миграционного ведомства поделился такими данными: на текущий момент подано более 900 тыс. заявлений на российский паспорт, почти 80 тыс. из них изготовлено. Кстати, несмотря на вроде бы впечатляющие цифры в целом, это означает, что ФМС или не успевает за три месяца, определенных в законе о присоединении Крыма к России, сделать там россиянами всех, кто этого хочет, или же количество желающих поменять тризубый паспорт на двуглавый уже выбрано. Напомним, что в Крыму сейчас живет без малого 2 млн человек, а еще там невысчитываемое пока количество граждан Украины, решивших на всякий случай стать и гражданами России. Впрочем, Ромодановский вчера такую возможность опроверг, заявив, что это можно сделать или по обычной, а значит, долгой процедуре, или же через соответствующее решение суда, признающего право человека получить гражданство РФ даже в том случае, если на 18 марта он в Крыму на официальных основаниях и не пребывал.