Вчера Конституционный суд (КС) признал законным ограничение прав граждан на рассмотрение дел судом присяжных. Согласно введенным ранее поправкам, участие коллегии заседателей стало невозможным при слушании дел в районных судах. Заявители сочли, что норма ухудшает положение обвиняемых, лишая граждан права на справедливое правосудие. С такой трактовкой согласны и эксперты, которые утверждают, что суд присяжных как институт в стране практически разрушен.
Сейчас судом присяжных в России, по данным экспертов, рассматривается всего около 500 дел в год – менее 1% от общего количества. Требовать суда с участием коллегии заседателей могут лишь обвиняемые по ограниченному числу статей – самых тяжелых. К слову, именно дела, связанные со смертью потерпевших, по данным экспертов, занимают около 70% дел, рассматриваемых присяжными.
Законодательные нормы последнего времени ввели ряд оговорок. Дело в том, что суд присяжных работает, только если дело достаточно сложное и сразу начинает рассматриваться в судах субъектов Федерации – например, краевых или областных.
Есть ряд и других ограничений. Присяжные более не рассматривают дела об изнасилованиях, о преступлениях сексуального характера против несовершеннолетних. Кроме того, из юрисдикции были выведены дела об участиях в преступном сообществе, государственной измене и массовых беспорядках. Практически лишенными права на суд присяжных оказываются несовершеннолетние и женщины – поскольку по закону им не может быть назначено пожизненное лишение свободы, а такие дела опять-таки подсудны районным судам, где институт присяжных больше не действует.
Автор заявления в Конституционный суд – гражданин России Вадим Филимонов – посчитал данные ограничения антиконституционными. Ранее от законодательных изменений пострадал и сам заявитель, дело которого также изначально должно было рассматриваться Владимирским областным судом. Однако в результате изменений, внесенных в оспариваемую норму, оно было передано в районный суд. Соответственно заявитель утратил право на процесс с участием присяжных.
По мнению судьи Конституционного суда в отставке Тамары Морщаковой, позиция ведомства Валерия Зорькина в отношении суда присяжных примерно понятна. Изменения такого рода, как оспариваемая норма, согласно логике последних решений КС, находятся в ответственности законодателей, говорит Морщакова: «Депутаты вольны по-разному определять категории дел, рассматриваемых с участием заседателей. Не могут ввести лишь такие ограничения, которые полностью сведут на нет данный институт».
Эксперты и адвокаты считают, что по факту данный институт практически уничтожен. «Институт присяжных – основная гарантия справедливого суда», – говорит «НГ» адвокат Вадим Клювгант. По его словам, постепенная отмена суда присяжных, начавшаяся еще в 2009-м, является крушением права: «То, что сделали с данным институтом, во всех отношениях вредно».
Адвокат Оксана Михалкина в беседе с «НГ» подчеркнула, что отсутствие суда присяжных автоматически лишает людей возможности быть оправданными: «Тройка судей, которая рассматривает дела о преступлениях против личности вместо присяжных, почти всегда встает на сторону обвинения». По ее словам, это исключительно право гражданина – быть судимым присяжными, особенно если он не признает себя виновным.
Между тем, по данным опроса Левада-Центра, 61% россиян считает, что они не могут рассчитывать на справедливый суд. В то же время суд присяжных из-за разрушения этого института в советские годы многие недооценивают – 32% россиян считают, что на народных заседателей проще влиять, еще 26% не видят отличий этой процедуры от обычного суда.
Однако эксперты подчеркивают, что процент оправдательных приговоров у судов присяжных не в пример выше. «Если обычные суды оправдывают около 0,2% обвиняемых, то присяжные выносят 15–20% оправдательных приговоров. Примерно столько – около 14% – выносили в разгар репрессий сталинские «народные суды», – говорит «НГ» автор книги о деятельности этого института, писатель Иван Миронов. – Сейчас процент оправданий у российских присяжных снизился еще больше – из-за манипуляций с их мнением в прокуратуре и судах. Есть данные, что в коллегии внедряют профессиональных агентов». Сегодня, по словам эксперта, государство сделало все, чтобы задушить суд присяжных – в том числе и в угоду политической выгоде, исключив возможность оправдания по политическим делам вроде дел о массовых беспорядках, участие присяжных в которых не допускается.