Комитет гражданских инициатив озабочен судьбой третейских судов. Фото автора
В ближайшее время в Думу должен быть внесен законопроект о реформировании третейских судов, которые разрешат создавать только в форме некоммерческих организаций (НКО). Это облегчит контроль за ними Минюста. Сейчас к услугам «частных судей» в России прибегают в основном коммерческие компании, но и для граждан процедура возможна. Ее иногда используют правозащитники. В Совете по правам человека не исключают, что третейским судам придется регистрироваться как «иностранным агентам».
В начале года Минюст опубликовал пакет законопроектов, предлагающих реформировать систему третейских судов. Новый порядок позволит министерству контролировать деятельность этих структур.
Если к частным судьям возникнут претензии, ведомство сможет потребовать ликвидации арбитражного учреждения через суд.
У представителей Минюста к таким судам накопились претензии, которые они высказали вчера на площадке Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Представитель рабочей группы Минюста, адвокат Андрей Горленко заявил о проблеме «карманных третейских судов», которые используются для серых схем. «Их создают крупные корпорации, которые назначают судьей руководителя собственного правого управления и обязывают более слабых партнеров судиться через подобные суды».
По словам Горленко, сейчас в Минюсте хотят сделать третейский суд коллегиальным органом, чтобы исключить возможность конфликта интересов. В новых судах, зарегистрированных в качестве НКО, будет запрещено работать представителям компаний, которые судятся, или другим заинтересованным лицам. Кроме того, можно будет проследить источники финансирования такого суда, а Минюсту – осуществлять контроль за его работой.
Глава Совета по правам человека Михаил Федотов не исключил, что благодаря специфике закона об НКО новая правовая форма третейских судов – в виде некоммерческих организаций – может создать основания для необходимости их регистрации в качестве иностранных агентов. В беседе с «НГ» Федотов пояснил, что в третейские суды могут обращаться и граждане, правда, популярностью такая форма судопроизводства у них не пользуется. По мнению собеседника «НГ», третейские суды должны рассматривать более широкий круг вопросов и расширять компетенцию.
Первый зампред Высшего арбитражного суда в отставке Михаил Юков заявил, что в других странах третейские суды считаются очень удобными – там дела рассматриваются значительно быстрее, чем в государственных судах, а качество рассмотрения считается очень высоким.
Для России этот институт новый. Хотя в ряде регионов третейские суды учреждены правозащитными организациями и рассматривают дела между гражданами, пояснила в беседе с «НГ» исполнительный директор Московской Хельсинкской группы Нина Таганкина. Заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский в беседе с «НГ» подчеркнул, что проблема не в законе о третейских судах, а в отношении к этому институту и возможности решения там конфликтов. Сначала, по его словам, надо менять общественное мнение.