Консервативное мировоззрение – важная тема дискуссий на Бердяевских чтениях. Фото автора
Идеологию консерватизма, ее историю и перспективы в России планируется исследовать все активнее. В ближайшее время Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) запустит два интернет-портала, где будет обсуждаться проблематика консерватизма. Планируется учредить и специальную премию «Наследие русской мысли имени Бердяева», которую станут вручать особо отличившимся исследователям – ученым и студентам. Об этом было заявлено на состоявшихся накануне в Подмосковье первых Бердяевских чтениях.
Организатором первых Бердяевских чтений стал ИСЭПИ, председатель совета директоров которого Дмитрий Бадовский анонсировал в ближайшее время рост внимания исследователей к идеологии консерватизма. «Основные вопросы, которые мы будем обсуждать: что есть консервативная позиция, консервативное мировоззрение сегодня? Почему на него сейчас так велик спрос и в России и в мире? Почему та позиция, которую отстаивает наша страна, встречает всю большую поддержку и понимание, в том числе в Европе и в США?» – отметил Бадовский, открывая чтения в пятницу. Бердяевские чтения вскоре должны превратиться в постоянно действующую площадку, на которой, по мысли руководителя ИСЭПИ, будут регулярно встречаться представители академической мысли, общественные деятели, социологи, политологи.
Стимулировать исследователей консервативной идеологии будут премиями, которые будут вручаться в двух форматах. Состоявшиеся ученые смогут получать ее за значимые научные труды в области изучения истории и современной общественно-политической мысли. Студенты, аспиранты и начинающие исследователи будут получать премии за перспективные разработки в тех же сферах. ИСЭПИ рассчитывает на сотрудничество с Российской академией наук, МГУ, МГИМО, Высшей школой экономики и региональными вузами, представители которых будут приглашены в жюри и смогут распределять премии.
«Консерватизм – это не столько идеология, сколько политический стиль. Воссоединение России и Крыма в том стиле, в котором это произошло, продемонстрировало, что у РФ сейчас есть один из наибольших в мире потенциалов так называемой мягкой силы. Но нам важно, чтобы нарастала наша «умная сила», для чего важно, чтобы ученые обсуждали идеи того, каким может быть современный консерватизм, какой должна быть стратегия консерватизма в современной политике. Я бы назвал современную позицию, которую отстаивают наша страна и президент Путин, «вежливым консерватизмом», – считает Дмитрий Бадовский.
Консерватизм в последнее время превращается в крайне популярную систему взглядов. Особенно интерес к нему усилился после декабрьского Послания президента Владимира Путина Федеральному собранию, в котором глава РФ привел слова Николая Бердяева о том, что «смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию». Весной администрация президента организовала лекции о консерватизме для сотрудников своих управлений, занимающихся внутренней политикой и общественными проектами. ИСЭПИ также проводил подобные мероприятия для представителей Общероссийского народного фронта. Также недавно больше об идеологии последователей Бердяева смогли узнать и представители «Единой России», участвовавшие в партийном проекте «Гражданский университет».
В первых Бердяевских чтениях участвовали многие известные российские эксперты, среди которых президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, председатель правления фонда «Центр политических технологий» Борис Макаренко, президент Центра глобальных интересов Николай Злобин, декан факультета государственного управления МГУ Вячеслав Никонов, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, главный научный сотрудник Института международных экономических исследований РАН Александр Ципко, глава ВЦИОМа Валерий Федоров. Последний в своем докладе, кстати, отметил, что, согласно исследованиям социологов, отношение к консерватизму в России крайне противоречивое. В среднем опрошенные респонденты рисовали такой портрет современного консерватора: мужчина зрелого возраста, работающий на государство, верующий, причем это скорее богатый человек.