Депутат Ярославской облдумы Борис Немцов предупреждает о попытке уничтожить местное самоуправление. Фото Reuters
Ряд гордум, например, в Астрахани и Ярославле, мэры которых под следствием, могут быть распущены досрочно. Так написано в поправках к законопроекту о реформе местного самоуправления (МСУ), допускающего отмену выборов и мэров, и депутатов. Впрочем, сейчас Ярославская облдума готовит обращение в Госдуму о сохранении в городах прямого избрания всей власти. В Астрахани оппозиция требует вынести этот вопрос на референдум.
Второе чтение законопроекта о реформе МСУ пройдет в Госдуме в середине мая. Согласно тексту готовящихся к нему поправок (есть в «НГ»), законопроект должен сохранить за субъектами РФ право на досрочный роспуск действующих местных органов власти – даже если они были сформированы относительно недавно.
В пояснениях указаны и конкретные города, где реформа необходима в первую очередь, – это Астрахань и Ярославль.
По мнению авторов документа, после ареста глав этих городов муниципальная власть там частично дискредитирована. Досрочный роспуск дум и набор новых депутатов по схеме делегирования от районных советов могут упростить и решение вопроса о том, каким образом станут избираться главы городов. Напомним, что мэр Астрахани Михаил Столяров и мэр Ярославля Евгений Урлашов сейчас находятся в СИЗО из-за подозрений в коррупции. Хотя предыстория этих дел абсолютно разная, для обоих регионов характерен высокий уровень протестных настроений, а следовательно, в них вероятна и победа на выборах оппозиционных кандидатов.
Новый закон позволит сузить простор для появления такого рода политических неожиданностей. Напомним, что городские думы предполагается формировать из числа муниципальных депутатов районного масштаба, где доминируют представители «Единой России», которые, очевидно, и составят большинство новых гордум. Впрочем, кто же точно будет решать вопрос об отмене или сохранении прямых выборов мэров, пока не ясно: кроме решений от представительной власти муниципалитета и региона авторы поправок также оставляют возможность для вынесения данного вопроса на публичные слушания или даже референдумы.
Один из авторов законопроекта, единоросс Вячеслав Тимченко в беседе с «НГ» подчеркнул, что если муниципальная власть дискредитировала себя, то она должна быть полностью изменена. «Изменения в законодательстве как раз и направлены на предотвращения подобных «искажений» в будущем», – утверждает Тимченко. Он уточнил, что дело тут даже не в ярославском или астраханском примерах, а в возможности реагировать на подобные ситуации в дальнейшем.
При этом в тех регионах, которые авторы законопроекта приводят в качестве примера, некоторые его трактовки вызвали большое недоумение. Вчера депутаты Ярославской областной Думы на заседании комитета по законодательству приняли осторожное обращение к федеральному парламенту, хотя и призвав продолжить реформу, но высказавшись за сохранение прямых выборов городских мэров и депутатов. «Проблем с легитимностью действующей городской Думы у нас нет, – говорит «НГ» зампред Ярославской облдумы, единоросс Павел Исаев. – Мы считаем правильными нововведения, но выступаем за сохранение прямых выборов и депутатов гордумы, и главы города».
Депутат Ярославской облдумы Борис Немцов в беседе с «НГ» назвал решение коллег сенсационным, подчеркнув, впрочем, что формулировки обращения должны быть гораздо более жесткими. «Законопроект принимать нельзя – он фактически уничтожит местное самоуправление. Обернется ростом расходов на госаппарат, а также многократно усилит власть губернаторов, ущемляя при этом права граждан на избрание органов власти», – заявил Немцов.
В другом городе – кандидате на роспуск Думы и отмену выборов мэра – Астрахани – оппозиция уже готовит референдум по этому вопросу. Как заявил «НГ» один из его организаторов, экс-кандидат в мэры Астрахани Олег Шеин, вопрос о выборах или назначении мэра должны решать жители, а «законопроект отнимает у людей право выбирать власть». Собеседник «НГ» уточнил, что в связи с затягиванием процесса над отстраненным мэром Столяровым выборы нового городского главы могут быть с сентября 2014 года перенесены на более поздний срок. К тому моменту спорный законопроект как раз вступит в действие – и можно будет мэров уже и не выбирать. По данным «НГ», возможность такого варианта руководство региона как раз уже и рассматривало.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в беседе с «НГ» подчеркивает, что если из-за принятия закона возникнут прецеденты по досрочному роспуску городских дум, то это лишь подогреет конфликты и дестабилизирует обстановку в регионах. Даже формальный повод выглядит сомнительным: какими критериями будут руководствоваться при определении легитимности или нелегитимности законодательных органов и кто это должен определять?
Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов, в свою очередь, считает допустимым переформирование законодательных органов до истечения срока их полномочий. Особенно в тех регионах, где имел место длительный внутриэлитный конфликт и ситуация чревата массовым недовольством населения. «Элиты само собой выступают против, нужно запросить мнение самих горожан», – считает собеседник «НГ». По его словам, за прошедшие годы сформировался серьезный запрос на перемены в местной власти.