На Эллу Памфилову уповают остальные правозащитники. Фото РИА Новости
Российские правозащитники рассчитывают на помощь уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой в работе с заключенными. После майских праздников, как стало известно «НГ», они передадут ей свои предложения, которые она затем передаст президенту. Общественники рассчитывают при этом на ту поддержку, которую ей оказывает глава государства. Среди инициатив правозащитников стоит отметить планы по созданию группы экстренного реагирования на массовые нарушения прав заключенных.
В группу предположительно войдут члены президентского Совета по правам человека (СПЧ), общественных наблюдательных комиссий (ОНК), а также эксперты, «активно участвующие в защите прав заключенных». Она займется мониторингом и посещением неблагополучных мест лишения свободы, где, возможно, происходят массовые пытки и издевательства над людьми. В качестве примера первого региона, куда может выехать такая группа, глава движения «За права человека!» Лев Пономарев привел Омскую область, где «на несколько лагерей приходится только один хороший правозащитник». «Далеко не все ОНК сегодня скомплектованы, в Омске эта комиссия абсолютно безнадежна, поэтому там стоит в первую очередь провести проверку имеющихся фактов», – подчеркнул правозащитник. Он также сказал «НГ», что работа экстренной группы будет проходить под эгидой Эллы Памфиловой.
Как стало известно «НГ», на этой неделе омбудсмен встретилась с активистами правозащитного движения. Среди них помимо Пономарева были Валерий Борщев, Андрей Бабушкин, Михаил Гефтер, Андрей Шухардин. Претензий в адрес тюремной системы от них прозвучало немало – «система ФСИН так и не стала более открытой, не решаются вопросы приближения места отбытия наказания осужденных к месту жительства их семьи, прокурорский надзор чаще всего является формальным и безынициативным», – считает Бабушкин.
Памфиловой, кстати, указали и на слабые места внутри ее собственного аппарата. По словам правозащитников, свои функции нормально не исполняет подразделение, отвечающее за права человека в судебных органах. Участники встречи посетовали, что все факты издевательств над осужденными в конвойных помещениях судов остаются без внимания. «Мы пишем в различные инстанции, но ответ, как правило, приходит такой: не хватает доказательств. Пытки продолжаются, суды не реагируют на обращения. Наблюдатели тоже», – пояснил собеседник «НГ». Такая же ситуация, по словам многих экспертов, сложилась и в самих колониях – сегодня туда допускают только членов ОНК. Кстати, по закону региональные тюрьмы могут посещать лишь представители местной наблюдательной комиссии. Проблема же в том, что в большинстве регионов эти комиссии подорвали свой авторитет: например, в Мурманске, Коми, Мордовии. Поэтому среди готовящихся сейчас по инициативе правозащитников поправок к закону об ОНК есть такая, в которой говорится о создании федеральной наблюдательной комиссии, которая по желанию сможет провести ревизию в любом регионе.
По словам Пономарева, депутаты, впрочем, вряд ли бы одобрили эту идею. Но вмешательство Памфиловой значительно усиливает шансы на принятие этого и других предложений правозащитного сообщества. Стоит отметить, что оно вообще возлагает большие надежды на нового уполномоченного по правам человека. В разговоре с «НГ» Валерий Борщев, к примеру, подчеркнул, что особое расположение президента Владимира Путина к Памфиловой играет им на руку: «Чтобы решать все эти вопросы, нужна серьезная политическая фигура, и Памфилова в этом плане у президента на хорошем счету». Это дает правозащитникам шанс продвигать свои идеи – как подчеркивает Борщев, «она наш давний союзник и единомышленник».
Борщев тоже готовит ряд инициатив для продвижения их через Памфилову. Например, он предлагает установить тесное взаимодействие между гражданской и тюремной медициной. Проще говоря, возложить ответственность за лечение заключенных на руководство Минздрава.