Фото Reuters
24 апреля может считаться днем осуждения российской оппозиции. Вчера стартовали процессы по «делу «Ив Роше» против оппозиционера Алексея Навального, а также над второй группой фигурантов «болотного дела». Утром Люблинский суд признал Навального виновным в клевете на единоросса Сергея Неверова. А вот один из «организаторов» массовых беспорядков Константин Лебедев, ранее в этом признавшийся, теперь вышел на свободу условно-досрочно.
И Навального, и фигурантов «болотного дела» вчера судили в соседних залах Замоскворецкого суда Москвы, фамилии судей которого в оппозиции знают чуть ли не поименно. Процесс над экс-кандидатом в мэры Москвы начался с предложения ФСИН поместить Навального в СИЗО, поскольку тот, по мнению ведомства, нарушает условия домашнего ареста, продолжая выходить в Интернет. После полуторачасового совещания судья домашний арест отменять не стала, продлив его еще на полгода.
Защита Навального указывает на то, что главный якобы «пострадавший» от его действий – компания «Ив Роше» – от своих претензий отказался. В блоге оппозиционера появились такие документы из уголовного дела, как заявление руководства «Ив Роше», где указывается, что компания братьев Навальных «Главподписка» оказывала услуги на 4–15% дешевле других контрагентов и никаких убытков или упущенной выгоды работа с этой компанией не принесла. Напомним, что следствие вменяет Алексею Навальному и его брату Олегу якобы хищение свыше 26 млн руб. у «Ив Роше Восток» и более 4 млн руб. у фирмы «Многопрофильная процессинговая компания».
Сторонники Навального утверждают, что надежд на объективное рассмотрение процесса немного, тем более что судья Замоскворецкого суда Елена Коробченко ранее уже выносила обвинительные приговоры многим оппозиционным активистам. Речь, правда, шла об административных делах.
Одновременно открылся очередной процесс по делу о якобы имевших место беспорядках 6 мая 2012 года. Вчера огласили обвинения четверым находящимся на скамье подсудимых участникам этой акции. По данным следствия, национал-демократ Илья Гущин толкнул омоновца, отчего тот «упал и испытал физическую боль», активист Александр Марголин якобы также применил насилие против полицейского. Антифашист Алексей Гаскаров обвиняется в «оттаскивании» сотрудников МВД от активистов, а пенсионерка Елена Кохтарева, согласно материалам дела, бросила в полицейских три пластиковые бутылки. Вменяемые эпизоды частично признали Гаскаров, который объяснил, что защищал демонстрантов от избиений, и Кохтарева, согласившаяся на упрощенный порядок рассмотрения дела. Показательно, что следующий процесс над «болотниками» назначили на 6 мая 2014 года – во вторую годовщину акции.
То, что такое количество судов было назначено на один день, вполне может являться неслучайным, а быть своеобразным знаком для оппозиции: время диалогов прошло и власть, увидев, что протесты поутихли, пошла по пути жесткого прессинга. Об этом свидетельствуют предсказуемость и скорость вынесения вердиктов. Утром в четверг Навальный был призван виновным в клевете на видного единоросса Сергея Неверова, которого ранее блогер попытался уличить в наличии незадекларированной собственности. Судья обязала Навального в течение 10 дней опубликовать в Интернете опровержение. До этого другой суд, правда, запретил ему пользоваться Интернетом.
Рассмотрение же дела в отношении Константина Лебедева, ранее получившего 2,5 года после признания в организации якобы имевших место массовых беспорядков 6 мая 2013 года, не заняло и 10 минут. Еще с утра стало известно, что ФСИН не возражает против условно-досрочного освобождения Лебедева, на которое тот начал претендовать, отсидев половину срока. Согласно характеристике ведомства, Лебедев «был вежлив с сокамерниками», ехидно подметил адвокат Николай Полозов, напомнив, что в изоляторе «Лефортово» тот сидел в одиночной камере.
На слушаниях Лебедев заявил, что соответствующие выводы сделал: «Всякое вольнодумство в прошлом». Судья Лефортовского суда Москвы Маргарита Котова ходатайство защиты фигуранта об УДО признала законным и обоснованным – в ближайшее время он сможет выйти на свободу. После суда он был доставлен обратно в СИЗО, поскольку в течение 10 дней у прокуратуры есть право обжаловать решение об УДО в Мосгорсуде. Напомним, что Лебедев дал показания на своих бывших соратников по «Левому фронту» – Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, суд над которыми сейчас в разгаре. Их обвиняют в организации в России протестов на иностранные деньги.