Дмитрий Медведев общался с депутатами почти по-дружески. Фото Reuters
Правительство Дмитрия Медведева отчиталось вчера в Госдуме об успехах и недостатках за 2013-й. С точки зрения премьера, первых было гораздо больше, чем вторых. А депутаты в работе исполнительной власти нашли много ошибок и меньше – достижений. Правда, обмен этими несхожими мнениями в этот раз произошел почти по-дружески. Требования об отставке кабинета министров не прозвучало. Хотя думцы мягко посоветовали премьеру скорректировать прозападную стратегию развития страны.
Шестой по счету отчет правительства перед Госдумой прошел вчера в неформальной обстановке. Звучали шутки и почти дружеские подколки, а критика не выходила за рамки рабочей и конструктивной. Недаром Дмитрий Медведев заключительное слово начал фразой: «Хорошо у вас тут – весело, интересно!» Неприятный подтекст реплики – мол, вы тут развлекаетесь горячими речами, а исполнительная власть делает дела, которыми она же и гордится, думцы предпочли не заметить.
Медведев произнес эту фразу после выступлений лидеров всех четырех фракций, ни в одном из которых не прозвучало требования об отставке кабинета. Максимум, что позволил себе председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, так это назвать ряд вице-премьеров и министров, продолжающих придерживаться либерального и прозападного курса, и от которых поэтому следовало бы избавиться. А лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов до кадрового вопроса не снизошел, но покритиковал кабинет за обусловленные либерализмом стратегические просчеты – например, огромное социальное неравенство. Миронов перечислил некоторые майские указы и разные поручения президента, которые правительством исполняются плохо или не выполняются.
Медведев между тем согласился с оценкой главы ЛДПР Владимира Жириновского в том, что 20 с лишним лет независимого существования Украины обошлись России в 200–250 млрд долл. Эту цифру главный либерал-демократ назвал в качестве подтверждения своей мысли, что надо заранее рассчитывать, к чему приведет дружба с кем-то. Премьер уточнил, что это были в основном не наличные деньги, а различные виды косвенной поддержки соседнего государства, в том числе за счет нерыночной торговли с ним газом. И добавил, что такая доброта, возможно, характеризует нашу страну не столько плохо, сколько, наоборот, хорошо – потому что «добрые обычно сильные».
Отчет премьера был построен в ключе, который нашел в свое время еще Владимир Путин, – отчет о сделанном, а тем более несделанном должен быть густо замешан на оглашении планов ближайшего, среднесрочного и даже самого отдаленного будущего. Так Медведев вчера и поступил, а подробности его доклада от 22 апреля всегда можно будет прочитать на официальном сайте правительства. Впрочем, в конструкции отчетной речи отчетливо виднелся небольшой логический сбой, который заметил, похоже, и руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев. По ходу своего в целом позитивного выступления он прямо призвал кабинет министров к корректировке выбранной им стратегии развития страны. Но конкретного совета – в какую сторону корректировать – единоросс не дал. Лишь стало понятно, что партия власти советует своему председателю более внимательно оценить перспективу ориентирования на Запад.
Прореха же в конструкции медведевского доклада стала видна потому, что начал он с описания тяжелой внешнеполитической ситуации. Чтобы успокоить не столько депутатов, сколько граждан, отчет перед которыми, как он пояснил, тут, собственно, и держится. Потому-то отчет и был закончен уверениями, что внешнее давление на жизни людей не отразится. Посулы получились не слишком убедительными, поскольку сам же премьер и обещал минимизировать последствия от ограничительных мер. Ведь после 2008 года народ словам вроде «кризис нас никак не коснется» верит с трудом.
По словам Медведева, правительство готово защищать экономику и граждан, курс не менять, но правильным образом корректировать, российскому бизнесу помогать даже за рубежом, да и вообще там «зубы показать» – например, международным платежным системам, допустившим нарушение отношений с рядом наших банков. Это было одно из самых сильных мест вчерашней речи премьера: «Я считаю, что оно не должно остаться безнаказанным, нужно потратить силы и средства, для того чтобы привести в чувство соответствующих иностранных контрагентов. Пусть не скрываются за форс-мажорами, распоряжениями президентов и парламентов. Они должны отвечать в рамках существующей системы экономических отношений». Медведевым были гарантированы и модернизация отечественной промышленности, и поддержка оборонки, и полноценный научный обмен, и невозможность железного занавеса перед нашей страной – короче говоря, оптимизма было даже как-то слишком много.
Опирается же он, как можно было понять из слов премьера, исключительно на событие особого, «без преувеличения исторического значения» – присоединение Крыма к России. Именно этим, между прочим, полуофициально объясняется и вчерашняя мягкость депутатов от оппозиции. Ведь, скажем, с утра коммунисты – в выступлении секретаря ЦК КПРФ Валерия Рашкина – дали понять, что правительство и ЕР ответственны за безудержный рост коррупции и стагнацию экономики. А эсэры, как уже писала «НГ», ранее приняли на фракции решение бросить фактически в лицо Медведеву обвинение в невыполнении президентских указаний. Но вчера эти планы они не осуществили. Вроде бы оттого, что для утреннего политического заявления нашлась более актуальная тема. На самом же деле, пояснил источник в СР, сверху пришла просьба не делать атмосферу в ГД диссонансной последним заявлениям главы государства о неплохой работе правительства и его первого лица. Кстати, как сказал «НГ» источник в аппарате ГД, исчезновение с думского горизонта законопроекта о замене летнего времени на зимнее связано с той же рекомендацией: «Депутатам настоятельно посоветовали Медведева в эти критические дни не обижать».