Дмитрий Козак возглавил комиссию, куда вошли представители и правительства, и администрации президента, и крымских властей. Фото ИТАР-ТАСС
Вчера на президентском сайте появилось сообщение о создании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя. Одновременно Владимир Путин подписал указ о реабилитации народов Крыма, пострадавших во время сталинских репрессий. И объявил об этом на заседании Госсовета. По мнению экспертов, решение Путина было ожидаемым. Однако, считают наблюдатели, проблемы Крыма вряд ли можно решить предложенными мерами.
Председателем комиссии назначен вице-премьер правительства Дмитрий Козак. Комиссия смешанная: заместители Козака – помощники президента Андрей Белоусов, начальник Государственно-правового управления президента Лариса Брычёва, первый замглавы администрации президента Алексей Громов, министр по делам Крыма Олег Савельев. Вчера же на заседании Госсовета Владимир Путин сообщил, что подписал указ о реабилитации народов полуострова – «крымско-татарского населения Крыма, армянского населения, немцев, греков – всех, кто пострадал во время сталинских репрессий».
Таким образом, Путин решил проблему, которую до него не могли решить власти в течение 70 лет после депортации. И произошло это в преддверии майской годовщины события. Как правило, эта дата отмечается диаспорами массовыми акциями – в том числе митингами. В этом году, говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, крымские татары пытаются приготовить что-то знаковое, масштабное: «Просто чтобы продемонстрировать мобилизационный потенциал, определенную силу своей переговорной позиции с Москвой и международным сообществом. Соответственно для Кремля важно, чтобы этот указ появился до начала таких мероприятий – чтобы исключить новые претензии к нынешней России».
Указ проецирует на народы Крыма нормы, существующие в российском законодательстве с начала 1990-х. И сейчас понадобился законодательный акт, которым, впрочем, мог стать и рядовой закон. Но Путин придает символическое значение форме своего решения проблемы.
Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов рассказал «НГ», что крымские татары в конце марта во время встречи с председателем Совета муфтиев Равилем Гайнутдином просили его поставить этот вопрос перед руководством страны. Гайнутдин обращался к Путину. «Сегодня для крымских татар было важно услышать о решении президента России. Ведь Украина за 20 с лишним лет так и не выполнила своих обещаний и не сделала ничего для реабилитации крымских татар. У них не были оформлены ни документы на имущество, на земельные участки, на святыни и храмы. Владимир Путин доказал, что Россия на деле выполняет то, о чем заявляет ее руководство».
Важно, что в указе Путина фигурируют еще четыре этноса, подвергшиеся репрессиям. Власти не только хотят подчеркнуть, что крымские татары – не единственные репрессированные, но и то, что они являются не единственным коренным народом Крыма, отмечает Ремизов: «Другие диаспоры, естественно, малочисленнее крымско-татарской, но они сохраняют идентичность и тоже чувствительны к признанию своих прав».
Крымские татары ждали реабилитации 70 лет. Фото Reuters |
В данном случае речь идет о вполне ожидаемом решении Кремля – ясно, что Москве необходимо снять возможные претензии со стороны крымско-татарской общественности. Между тем, подчеркивает Ремизов, вероятные претензии с точки зрения прав крымских татар как меньшинства выглядят абсолютно несостоятельными, «потому что Москва дала им гораздо больше того, что готова была дать Украина в тот период, когда Крым был ее частью»: «Им уже обещаны деньги из федерального бюджета на обустройство. Обсуждалась идея включения в указ пункта о легализации самозахватов – и хорошо, что этого не произошло. Тем не менее в каждом случае будут разбираться особо».
Украина как государство ничего подобного в отношении репрессированных народов не делала. Ремизов считает характерным, что закон о языке в Украине был принят, когда Крым отпал, когда крымские татары де-факто перестали быть головной болью Украины. Прежние ее руководители, напоминает эксперт, поощряли альтернативные крымским татарам организации: «Действовал план их интеграции поодиночке. Это была попытка вытягивать молодежь в города, интегрировать ее в общегражданскую культуру и т.д. То есть, в общем-то, в отношении крымских татар Киев делал ставку на мягкую ассимиляцию».
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин говорит, что указ направлен на решение крымских проблем, «потому что с татарами надо договариваться»: «Мы не хотим получить настроенную антироссийски общину, и это вполне естественный ход». При этом, замечает эксперт, событие большой политической важности произошло на фоне появившихся признаков изменения внутриполитического курса Кремля: «Я думаю, что на самом деле после решения крымской ситуации власть будет делать робкие шаги в сторону либералов и демократов, как ни парадоксально. Потому что идет очень сильное давление со стороны силовиков – насчет присоединения юго-востока Украины. Видимо, Кремль осознал, что это абсолютный тупик, и, поскольку Путин уже получил титул собирателя русских земель, он понимает, что дальнейшее собирание ведет к краху российской экономики. А поскольку давление со стороны силовиков продолжается, ему, видимо, нужны противовесы – из остаточных групп либералов. Отсюда – предоставление слова на прямой линии главреду «Независимой газеты» Константину Ремчукову и политику Ирине Хакамаде. Возможно, Путин будет смягчать антилиберальный и антидемократический курс страны».
Между тем создание комиссии Козака не решит проблем Крыма, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Это рутинный процесс. С точки зрения Путина, все переводится на конструктивные рельсы. Но, конечно, на Козака повесили то, что Медведев недели две назад назвал головной болью. То есть теперь имеется отвечающий за Крым. Кстати, у Козака уже был опыт на Северном Кавказе, и там была масса проблем, с которыми он не смог ничего сделать. Но все-таки доверие к нему осталось – поэтому ему поручили новое направление. Однако я считаю, что это поручение для самоубийцы». Собеседник «НГ» уверен – несмотря на гигантские деньги, которые сейчас будут выделены на Крым, всех проблем решить не удастся: «А потом, когда Крым столкнется с российской коррупцией при дележке собственности, – во всем этом будет ворочаться Козак».
Ожидаемым считает Малашенко и решение по реабилитации крымских татар: «Но есть один вопрос – как на это прореагируют русские? Я недавно поднял свой небольшой архив, за последние 25 лет из материала в материал идут сообщения о трениях между русскими и татарами. Как ни крути, реабилитация даст импульс для русского национализма».