Фото Reuters
Сегодня Госдума планирует очередное обсуждение антитеррористического пакета законопроектов, предполагающего и ужесточение Уголовного кодекса, и расширение полномочий спецслужб, и усиление контроля за интернет-трафиком, в том числе за сетевыми финансовыми транзакциями. Ко второму чтению первоначальный текст всех трех проектов изменился. Например, наиболее читаемых блогеров планируют отдать в руки Роскомнадзора, чтобы он контролировал их деятельность в качестве квази-СМИ.
Появившиеся ко второму чтению поправки к законопроекту о более жестком контроле за информацией в Интернете вызвали самое пристальное внимание. Надо сказать, что и изначально именно эта часть так называемого антитеррористического пакета выглядела наиболее серьезной.
Ведь в ней прописывалась обязанность всех сетевых структур и компаний сохранять в течение полугода весь интернет-трафик – почтовые сообщения, записи в блогах и соцсетях, обмен аудио- и видеоматериалами. Все это предполагалось предоставлять спецслужбам по первому их требованию при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Ко второму чтению, впрочем, появилось важное уточнение: кроме госструктур и лицензированных операторов от этой тяжелой обязанности освобождены частные лица, организующие информационный обмен в «личных, семейных и домашних нуждах».
Но данное послабление с лихвой компенсировано новым ужесточением. Блогеры, количество посетителей которых в сутки превышает планку в 3 тыс., становятся теперь «блогерами», то есть лицами новой ныне официально утверждаемой медийной профессии. Поэтому никакой анонимности у них быть не может, считают авторы поправок – ряд депутатов Госдумы по главе с председателем комитета ГД по информполитике Алексеем Митрофановым. Они и сами должны будут сообщать свои имена, и Роскомнадзор тоже будет работать на их «деанонимизацию». Кстати, это же ведомство создаст систему мониторинга Сети и выявления профессиональных «блогеров» – понятное дело, чтобы никто не скрылся от обязанности работать, по сути дела, по тем же правилам, что установлены и для всех СМИ. Между прочим, хотя поднявшаяся в Интернете дискуссия и оперирует предположением, что сетевые комментаторы должны будут регистрироваться сами, на самом деле депутатские поправки говорят совсем о другом. В отличие от НКО – иностранных агентов, которым разрешили фиксировать этот свой статус самостоятельно, чего они делать так и не захотели, с «блогерами» сразу решено поступить иначе. Регистрировать их Роскомнадзор станет в текуще-принудительном порядке: достиг планки в 3 тыс. – будь добр превратиться в человека, ответственного за каждое свое слово, обвинение и утверждение.
Стоит отметить, впрочем, что в отличие от двух других законопроектов именно к этому документу поправки ко второму чтению до самого позднего вечера выложены в компьютерной базе ГД так и не были. Поэтому на момент подписания этого номера «НГ» окончательные формулировки оценить было невозможно. А источник «НГ» в профильном комитете пояснил: «Работа идет напряженная, ведь поправки были буквально нам вброшены, сами понимаете откуда». И действительно, когда в прошедшую среду на заседании комитета по информполитике они обсуждались, по сути дела, «с колес», представитель Роскомнадзора, например, не смог точно гарантировать, что до 1 августа его ведомству получится развернуть в Сети соответствующий мониторинг. Из чего нетрудно сделать вывод, что Роскомнадзор был в курсе предлагаемых к закону уточнений.
Два других проекта из состава пакета дорабатывались в менее авральном порядке, но тоже содержат ряд важных новаций. Например, прописывается такая норма, что все террористические преступления будут рассматриваться двумя окружными военными судами – Московским и Северо-Кавказским. Таким образом, обеспечивается экстерриториальность, а стало быть, и более объективное правосудие – вот такой замысел преследуют думцы, возглавляемые главой комитета ГД по безопасности Ириной Яровой. В принципе право прокуратуры требовать перевода в военный суд обвиняемых в терроризме утверждено еще несколько лет назад. Стоит заметить, однако, что от нынешнего предложения депутатов, которые делают это не возможным, а обязательным, уже совсем недалеко от тех чрезвычайных судов, создание которых запрещается статьей 118 Конституции РФ. Вообще уголовное законодательство, связанное в террористическими преступлениями, ужесточается очень сильно. Придуман даже способ увеличивать сроки путем запрета на их взаимное поглощение – так что 35 лет тюрьмы теперь становятся реальностью. При этом условно-досрочного освобождения и прочих послаблений по террорстатьям УК РФ не допускается.
А вот третий законопроект – о финансовых потоках в Сети – переделан в чуть более осмысленную сторону. К примеру, вместо полного запрета на анонимные платежи вводится правило упрощенной авторизации, чтобы не поставить граждан страны перед серьезными трудностями при оплате своих текущих счетов. Однако вот НКО, получающие гранты из-за рубежа, теперь кроме строгой отчетности перед Минюстом и Налоговой службой подпадают еще и под контроль Росфинмониторинга – потому что на эти операции распространяются нормы закона о противодействии отмыванию незаконных доходов.