Суд присяжных будет недоступен крымчанам еще 3,5 года. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В Госдуму внесен проект закона о применении в Крыму и Севастополе положений Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов России. В новом регионе они как бы обретают обратную силу, распространяя свое влияние на весь украинский этап существования полуострова. Вместе с тем переходный период в этой сфере продлевается за рамки 2015-го. Скажем, суды присяжных в Крыму и Севастополе начнут действовать лишь с 2018 года. Никаких объяснений такого серьезного ограничения прав крымчан не дается.
Интеграция в правовую систему России Крыма и Севастополя вызывает ускоренное рождение специального законодательства, разъясняющего те или иные особенности этого непростого процесса.
Власти РФ, как известно, были вынуждены принять спецзаконы о гарантировании вкладов новым россиянам. Этим вкладчикам бывших украинских банков обещаны компенсации, по сути, за политические последствия их выбора в пользу России. Теперь пришла очередь прописать специфику применения на полуострове Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Ее смысл в общем и целом заключается в том, что, с одной стороны, УК и УПК РФ обретают бесконечную обратную силу и на все, так сказать, «украинские преступления». А с другой – для крымчан вводятся некоторые ограничения их прав, предусмотренных российским процессуальным законодательством.
Но главное, что жители новых субъектов РФ по необъясняемым причинам временно ограничиваются в праве на суд присяжных. По законопроекту он вводится в Крыму с 2018 года. Отметим, что этот проект внесен в Госдуму от имени первого зампреда комитета ГД по законодательству Виктора Пинского. Этот депутат-единоросс ранее не был замечен в законотворческой лихорадке, которой явно страдают многие его коллеги по фракции и нижней палате в целом. Например, до сегодняшнего момента он значился соавтором лишь восьми документов. И вдруг Пинский выступил с масштабной и специфической инициативой, связанной с пониманием пределов российских законов во времени и в пространстве. Что позволяет с большой долей вероятности предположить, что перед нами очередной пример вброшенного сверху закона, подготовленного в более серьезных структурах, чем Дума и ее комитет по законодательству.
Еще одним косвенным свидетельством этого является тот факт, что в пояснительной записке к проекту не указано ни одной проблемы, которая якобы связана с введением судов присяжных в более или менее короткие сроки. В записке о статье 7 законопроекта, где и отражено данное ограничение прав новых россиян на участие в правосудии, не сказано вообще ничего.
Все последние годы компетенция судов присяжных в России постоянно сужалась. У них отобраны сейчас все наиболее серьезные преступления под тем предлогом, что государство не может защитить их от давления заинтересованных сторон того или иного уголовного процесса, а также от влияния общественного мнения. Кроме того, не так давно с виду техническим законом о перераспределении полномочий между судами районного и регионального уровней произошло очередное ущемление прав россиян на суд присяжных – как обвиняемых в преступлениях, так и обычных граждан, имеющих возможность входить в коллегию двенадцати. А вот теперь российские власти демонстрируют очередной пример своего недоверия этому институту непосредственного влияния народа на государственные решения. Потому что никаких объективных обоснований для вынесения Крыма за скобки статьи 30 УПК РФ не наблюдается. Списки жителей полуострова явно имеются – а иначе как можно было проводить референдум о присоединении к России? Превращение их в граждан РФ должно произойти в течение месяца от 18 марта сего года, то есть буквально на днях. И даже формальности в виде выдачи паспортов должны закончиться уже к 18 июня.
Напомним, что вообще-то переходный период, «в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ», должен завершиться к 1 января 2015 года. Исключений до сегодняшнего дня было всего два: до начала 2016 года разрешалось использовать гривну для частных расчетов и призывать крымчан только в армейские части, расположенные на полуострове.
Более того, об осуществлении российского правосудия в Крыму говорила одна из самых больших статей конституционного закона о создании двух новых субъектов РФ. Однако теперь выяснилось, что принятых решений недостаточно. Таким образом, эксперты, которые сразу же предположили, что присоединение бывших украинских территорий вызовет гораздо больше вопросов, чем предполагалось изначально, оказываются правыми.
Например, непонятно, что делать с преступлениями «украинского периода» – считать их расследования никчемными, частично признавать или просто продолжать расследования, совмещая прежнее и новое законодательства. Законопроект отвечает: все деяния, совершенные до 18 марта 2014 года, расследуются уже по новым российским правилам, но без ухудшения положения обвиняемых. При этом уточняется, что все собранные ранее доказательства, если прокуратура признает ранее наработанные материалы значимыми, признаются в качестве таковых. Если же в России то или иное деяние не является преступным, то и дела прекращаются. Предполагается сохранить непрерывным и сроки содержания под стражей, и процессуальные ограничения по срокам следствия. Четко написано, что УК и УПК РФ уходят от 18 марта в прошлое настолько глубоко, насколько это будет необходимо. То есть в принципе могут получаться коллизии украинского и российского уголовного права, что, конечно же, может стать почвой и для коррупционных решений.
Дело в том, что «украинские» судебные решения вроде бы и признаются, но через процедуры обжалования, появления новых обстоятельств и т.д. они могут быть и опровергнуты. Любопытно, впрочем, что возмещения новым россиянам вреда от уголовного преследования, которое прописано в главе 18 УПК «Реабилитация», давать не предполагается.