Фото из Государственного архива Германии
Жизнь продолжается, и благородное воодушевление народа должно менять формы выражения. Ведь и Кузьма Минин (никогда не упускаю случая дать исторически точное ФИО героя: Анкундинов Кузьма Минич), в определенный момент оборвав ноту ликования, «спустился с трибуны», взялся за знакомое ему счетоводство, став управителем Второго ополчения (не дав ему разделить судьбу Первого)…
Сохраненная, но «запахнутая» радость должна задавать искомый тон.
«Воссоздание Империи. Присоединение Крыма – первый шаг» – цитата не из западных страшилок, из своего политика (портал «Россия навсегда»), своей, мягко говоря, супербравурностью, «незапахнутостью», однако, заменяющего дюжину тех самых.
Против нелепого хвастовства выступит и народная мудрость: «Не говори гоп… Не сглазь…» И библейская: «Не хвались подпоясывающийся (на испытание), как распоясывающийся». И китайская: «Говорящий не знает, знающий не говорит»… И какая угодно. Если уж патриотический публицист Холмогоров оценил крымские события: «Просто мы вернули себе рай», – то можно вспомнить и главную движущую силу греческих трагедий – зависть богов.
Во многих книгах и статьях, радио-, ТВ-выступлениях я цитирую Честертона, настоящего источника консервативной мудрости. В данном случае, мне кажется, подошла бы его мысль: «Обыденность – залог нормальности». Выражаться скучнее, зауряднее, казеннее… перевести известный сегодняшний круг речей – из бравурного «штиля», плакатов в свой «зауряд», в обыденность, поддерживаемую не митинговым – обычным дыханием общества.
Какой же стиль наиболее сух, скучен? И представился мне некий Пленум ЦК. Периода, когда как раз завязывались некоторые проблемы, разрешаемые сегодня.
Не «воссоздание грозной Империи», «завоевание Рая», а всего лишь… «некоторые меры по преодолению последствий политики «волюнтаризма».
В вековечном формате: тезис–прения–резолюция. Условное продолжение Пленума 1964-го – получается ровно полвека спустя. Итак…
1. Необоснованное повсеместное внедрение кукурузы? – Принято. Убрать ее из заполярных областей.
2. Стучание товарища Хрущева ботинком в ООН? – Считать это отступлением от ленинских норм поведения, нарушением партийной этики.
3. Обещание показать «кузькину мать»? – Признать политически нецелесообразным.
4. Угроза «закопать Америку»? – Это, товарищи, тоже не отвечает материалистическому пониманию закономерностей мирового процесса. Тем более что в Америке проживают члены семьи товарища Хрущева, ныне американские граждане – и игнорирование этой диалектической взаимосвязи также является отступлением от норм.
Что еще мы имеем по «волюнтаризму» товарища Хрущева?
Квалифицировал группу художников, временно отступивших от некоторых норм социалистического реализма, известным термином, характеризующим нетрадиционную половую ориентацию. Значит, войти в Союз художников с ходатайством о реабилитации указанной группы художников и проведении внеочередной выставки их творчества в Манеже, город Москва.
– Все на сегодняшний момент? Нет? Обозвал свиньей товарища Пастернака? Признать это недопустимым нарушением норм демократии, «зажимом критики» и… предоставить члену Литфонда товарищу Пастернаку двухмесячную путевку на отдых в Крым, город Коктебель.
– Что еще? А? Передал Крым Украине? Тогда, товарищи стенографисты, запишите дополнение по этому пункту: «И вернуть Крым России». Все на сегодня?
Как-то так, примерно. «Обыденность – залог нормальности». Не воссоздание устрашающих Империй, а «меры по преодолению некоторых последствий...». Тут ведь еще и, как говорят пиарщики с рекламщиками, правильное «позиционирование»…