На фото директор ФСБ Александр Бортников. Фото Reuters
Вчера глава Федеральной службы безопасности Александр Бортников на расширенной коллегии ведомства заявил об обострении оперативной обстановки в подведомственной сфере. А президент Владимир Путин поставил задачу продолжить «антиэкстремистскую работу» в информационном пространстве. А также не допустить, чтобы деятельность НКО оказалась деструктивной, как произошло в Украине.
«Деятельность ФСБ РФ в 2013 году была направлена на пресечение террористических действий. В настоящее время оперативная обстановка обостряется», – заявил Бортников. «Только за прошлый год, – заявил Путин, – была пресечена деятельность более 400 сайтов террористической и радикальной направленности, и такая антиэкстремистская работа в информационном пространстве должна последовательно продолжаться». Президент напомнил о так называемых атаках на сайты госорганов, сообщив, что в минувшем году было обнаружено и пресечено более 9 млн «целенаправленных воздействий на сайты и на информационные системы органов государственной власти РФ». «Нужно быть готовыми к тому, что такие попытки вторгнуться в наше информационное поле, конечно же, будут продолжаться», – добавил Путин.
Продолжением темы экстремизма стали замечания Путина в адрес НКО: «Современное российское законодательство создает все условия для прозрачной, свободной деятельности неправительственных общественных организаций. Но мы никогда не допустим, чтобы они использовались для деструктивных целей так, как это произошло на Украине». Дело в том, отметил Путин, что в этой стране «во многом именно по каналам неправительственных организаций из-за рубежа финансировались националистические, неонацистские структуры, боевики, ставшие главной ударной силой государственного антиконституционного переворота».
Напомнил Путин и о волгоградском теракте: «Ситуация по-прежнему остается сложной, террористическое подполье, несмотря на серьезные потери, все еще сохраняет возможность для совершения террористических актов против мирных жителей». Экстремистские радикальные группировки пытаются активизировать свою деятельность не только на Северном Кавказе, заметил президент, но и в других регионах – в Поволжье и Центральной России, «стремясь спровоцировать межнациональные и межрелигиозные конфликты». Особенно агрессивную пропаганду они ведут среди молодежи, используя самые современные информационные технологии, включая Интернет, добавил глава государства: «Важно работать на упреждение, особое внимание уделить выявлению и пресечению каналов финансовой и ресурсной поддержки бандподполья, вскрывать его связи с зарубежными террористическими группировками и спонсорами».
Более того, сообщил Путин, россияне, принимающие сегодня участие в боевых действиях в Сирии и в Афганистане, могут быть брошены на борьбу и против самой России: «Мы должны быть к этому готовы, иметь весь арсенал превентивных мер». Среди этих мер на первом месте – взаимодействие с партнерами по линии Антитеррористического центра СНГ, ОДКБ, ШОС и с другими организациями. И, разумеется, должна быть усилена координирующая роль Национального антитеррористического комитета.
Подозрительное отношение власти к НКО и Интернету в последние годы действительно усиливается. Например, Комитет гражданских инициатив в сентябре 2013 года выпустил доклад «Гражданское общество – ресурс развития России» о госполитике в отношении НКО. В нем делается вывод, что давление государства ведет к политизации НКО и делает их де-факто оппозиционными власти. Напомним, что одной из первых нашумевших инициатив стало принятие 13 июля 2012 года Госдумой поправок к закону об НКО, в соответствии с которым статус иностранного агента должны были принять те, кто занимается политической деятельностью и получает денежные средства от иностранных государств и международных организаций. Российские НКО от исполнения такого закона в массовом порядке отказались. За что были подвергнуты штрафам. Например, ассоциация в защиту прав избирателей «Голос» была наказана на 300 тыс. руб. и, по сути дела, закрыта. Спустя без малого два года после принятия закона об иностранных агентах Совет Федерации намерен внести новые поправки о принудительной регистрации НКО в этом статусе. Кстати, в феврале этого года президент подписал закон о проверках всех НКО по той же схеме, что и иностранных агентов, – например, по поводу признаков экстремизма в их деятельности.
Ужесточается и отношение властей к Интернету. Экспертов, скажем, тревожит возможность блокировки сетевых ресурсов не только по решению суда, но и по подозрению правообладателя. Такую норму они называют прямым нарушением принципа презумпции невиновности и усматривают в ней возможности для злоупотреблений и недобросовестной конкурентной борьбы, когда кто-то может оставить комментарий со ссылкой на объект авторских прав на любом ресурсе с целью его дальнейшей блокировки по обращению правообладателя. А только что предложено приравнять блогеров к СМИ. Речь идет о создании новой категории сетевых пользователей – тех, у кого на персональном сайте или странице в соцсетях зафиксированы минимум 3 тыс. посещений в день. Они попадут в реестр и будут, в частности, обязаны проверять достоверность размещаемой информации, выполнять правила предвыборной агитации, не распространять сведений о частной жизни граждан, указывать возрастные ограничения для пользователей.