Группа депутатов Госдумы из КПРФ предлагает поправки к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) для выявления фактов коррупционного обогащения должностных лиц. Предполагается не применять к ним норму о презумпции невиновности. Ведь Конституция обещает это право только обвиняемым. Поэтому чиновников, по которым будут проводиться расследования, следует рассматривать только в статусе подозреваемых. Опасения, что это развяжет руки правоохранителям против всех граждан, депутаты отвергают: остальные права подозреваемых остаются без изменений. Более того, теперь их даже нельзя будет арестовывать до суда.
Внесенным законопроектом группа депутатов-коммунистов во главе с председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым логически завершает серию аналогичных инициатив. Напомним, что коммунисты всегда предлагали сначала провести ратификацию ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, затем – ввести в Уголовный кодекс рекомендуемое ею наказание чиновникам за незаконное обогащение. А потом изменить и УПК, дав соответствующие полномочия правоохранительным органам. Однако ни ратификация ст. 20, ни поправки в УК не получили поддержки в Госдуме, а главное, в правительстве. На все оппозиционные идеи следовал ответ – осуществить их невозможно, поскольку они вступают в противоречие со ст. 49 Конституции о презумпции невиновности человека и гражданина.
В этой статье действительно написано, что, во-первых, «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». И что, во-вторых, «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность», а в-третьих, «неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».
На буквальном прочтении ст. 49 Конституции и ее сравнении со ст. 14 УПК коммунисты и построили нынешнее законодательное предложение. Дело в том, что в УПК правом презумпции невиновности наделяется и подозреваемый. Депутаты из КПРФ настаивают, что это расхождение надо устранить, причем менять, конечно, надо не Основной закон, а вытекающий из него кодекс. Когда же это будет сделано, то обвинения в незаконном обогащении станут предъявлять только подозреваемым должностным лицам, которые не смогут сослаться на Конституцию и будут вынужены доказывать, откуда у них случился такой рост благосостояния.
Напомним, что по закону о контроле за соответствием уровня доходов и расходов проводить соответствующие проверки и выходить в суд с требованиями о конфискации незаконного добра имеет право прокуратура. Коммунисты хотят дать ей право также возбуждать античиновничьи дела, передавая их затем в Следственный комитет. А для этого возникает необходимость еще одной поправки в УПК. Ведь сейчас дело возбуждается лишь по данным о признаках преступления. Но если написать, что это можно сделать и на основании данных о значительном росте имущества подозреваемого, то у прокуратуры руки окажутся развязанными. Кстати, КПРФ дает и определение термина «значительное» – им будет считаться увеличение активов должностного лица более чем на 1 млн руб. То есть на незначительную в мире больших денег сумму.
План по преодолению презумпции невиновности также предусматривает, что по делам о незаконном обогащении подозреваемым не будет сообщаться конкретная статья УК РФ, в нарушении которой они обвиняются. Прекращаться такие дела станут тоже лишь с указанием на ст. 140 УПК РФ.
На первый взгляд инициатива кроме плюсов имеет и большой минус – ведь подозреваемыми, лишенными права не беспокоиться о сборе доказательств своей невиновности, могут оказаться и обычные граждане, а не только вороватые чиновники. В статусе подозреваемых из них сначала будут выбивать показания, а лишь потом переводить в статус обвиняемого. Однако, как объяснили «НГ» в аппарате фракции КПРФ, это мнение является ошибочным. Дело в том, что вся совокупность статей УПК, где описываются права подозреваемых и процедуры работы с ними следователей, остается без каких-либо изменений.
Более того, указали собеседники «НГ», законопроект Зюганова и семи его однопартийцев дает именно подозреваемым важную льготу по сравнению с обвиняемыми. Предполагается, что в их отношении нельзя будет применять не только содержание под стражей до суда, но и вообще любые меры пресечения – ни домашние аресты, ни залоги. Ведь в УПК, по настоянию коммунистов, остается жесткая норма о том, что арестовать можно лишь обвиняемого, то есть человека, которому предъявлена конкретная уголовная статья.