Президент озабочен низкой исполняемостью его поручений. Фото РИА Новости/Reuters
На следующей неделе, по информации «НГ», в Госдуму будет внесен законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение поручений и указаний главы государства. А вчера на документ, как выяснила газета, пришел отзыв правительства – отрицательный.
Правительство утверждает, что в законодательстве и без того много наказаний для чиновников. А действия должностных лиц, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением указов, распоряжений, поручений президента страны, подпадают под признаки преступлений, предусмотренных статьями о злоупотреблении должностными полномочиями и их превышении.
Напомнили в правительстве и о ст. 293 УК – (халатность). Авторы заключения уверены: предлагаемые законопроектом изменения в УК и КОАП избыточны. А главное – поручения президента адресованы слишком широкому кругу лиц. Ведь их выполнение зависит от скоординированных усилий различных госорганов, «в связи с чем установление виновного лица, подлежащего административной ответственности, становится затруднительным».
По мнению автора законопроекта, зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Дмитрия Горовцова, речь идет о боязни ответственности: «Основная идея инициативы заключалась в повышении исполнительской дисциплины чиновничества, а не в том, чтобы рубить головы министрам или их заместителям. Нынешних статей недостаточно – Сердюкова, например, обвиняли в халатности, а потом амнистировали, потому что ст. 293 слишком мягкая». По информации «НГ», против законопроекта высказались все силовые ведомства правительства: Генеральная прокуратура, Следственный комитет, ФСБ, МВД, Госнаркоконтроль, Минобороны. Тем не менее автор надеется, что найдет поддержку во всех фракциях Госдумы – включая «Единую Россию», а именно Народный фронт. «Справедливая Россия» законопроект уже поддержала.
Между тем исполнение поручений президента пока так и остается на 15-процентной отметке – предыдущая публикация «НГ» (см. номер от 11.12.13) на эту тему никем не была опровергнута. Из администрации президента пришел отзыв на нынешний законопроект за подписью Сергея Иванова, в целом благожелательный, где сказано о том, что каждое поручение главы государства подлежит безусловному исполнению.
Горовцов приводит наиболее яркие, на его взгляд, примеры неисполнения: «В мае 2012 года было дано указание президента РФ ликвидировать РОСТЭК – коммерческую структуру, аффилированную с Федеральной таможенной службой. Правительство разработало «дорожную карту», в которой пунктом 33 значилась необходимость принятия соответствующего законопроекта в январе 2013 года. Депутаты внесли поправки, которые полностью закрывали все щели коммерческой деятельности РОСТЭК. А приняли законопроект в результате колоссальной борьбы лишь в ноябре 2013-го. С опозданием на год». За это время, подчеркивает собеседник «НГ», компания «насоздавала кучу фирм-прокладок, на которые переводит целые куски своей коммерческой деятельности».
Еще одна задержка в исполнении. По итогам совещания в Кемерове в январе 2012 года был выработан большой перечень поручений президента. К примеру, речь шла и о необходимости разработки нового механизма субсидирования процентных ставок для организации предприятия угольной промышленности – на цели безопасности труда. Ранее закупка вентилятора по откачке угольной пыли сопровождалась возвратом двух третей потраченных денег из бюджета. Этот механизм работал до 2010 года, но потом был свернут в связи с тем, что якобы завершился этап реструктуризации угольной промышленности. На самом деле закрытие шахт продолжается – но программы субсидирования процентных ставок до сих пор нет, хотя поручение дано было два года назад.
Правительство выступает против нынешнего законопроекта, по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, только потому, что само попадет в зону риска: «Ради этого чиновники придумают любую сколь угодно изощренную или безумную логику». Впрочем, пояснил «НГ» эксперт, на самом деле важна не сила наказания, а его неотвратимость. Довод правительства о невозможности установить виновника Делягин отвергает: «Это абсолютно бюрократическая бессмысленная уловка, потому что всегда можно установить, кто виноват, – это во-первых. Во-вторых, у аппарата правительства всего-навсего две функции: согласование мнений различных ведомств и установление вины тех, кто допустил ошибку. Так что если правительство заявляет, что не может установить виновного, то это означает, что аппарат правительства отказывается от выполнения по крайней мере половины своих обязанностей».
Понятно, что президент хочет дисциплинировать вертикаль, подчеркивает в беседе с «НГ» президент Центра политических технологий Игорь Бунин, но он задевает сферу корпоративных интересов: «За счет коммерческих структур живут целые ведомства – пилят, делят, зарабатывают, причем абсолютно незаконным образом. Мы вступаем в конфликт с огромной, абсолютно прогнившей корпорацией, создавшей целую систему взаимной поддержки. С моей точки зрения, нельзя бороться с этим злом только с помощью уголовного законодательства».
«Или ты начинаешь рубить головы направо и налево самым близким тебе людям, на что Владимир Путин просто не способен, и таким образом покончишь с коррупцией. Или создаешь систему, в которой коррупция сильно затруднена», – заключил Бунин.