Владимир Плигин видит недостатки законопроекта. Фото РИА Новости
Госдума одобрила вчера в первом чтении проект закона об условиях участия партий в региональных выборах. Например, без сбора подписей граждан на них пойдут такие политструктуры, которые ранее взяли хотя бы по одному месту в каком-либо муниципальном собрании в результате голосования за партийные списки. Однако, как известно, выборы в гордумы и райсоветы, где как раз эти партсписки и применяются, планируется отменить. А это значит, что такой льготой малые партии пользоваться не смогут даже теоретически. Между тем от успеха на выборах региональных зависит безбарьерный доступ к участию в думской кампании.
На общепартийном жаргоне этот законопроект обозначается как закон об избирательном фильтре для новых партий.
Он является логическим продолжением ограничительных норм, введенных недавно Госдумой в правила собственных выборов. Напомним, что по общей норме для регистрации партсписка нужно будет собрать не менее 200 тыс. подписей граждан. Исключение было сделано только для парламентских партий, тех, которые на предыдущих выборах в ГД получили более 3% голосов, а также новичков, сумевших провести хотя бы одного депутата хотя бы в одно региональное заксобрание.
Так вот, льготное участие в выборах теперь уже парламентов субъектов РФ планировалось дать всем им, а кроме этого, тем политструктурам, которые провели партийного депутата хотя бы в один муниципальный совет либо собрали на местных выборах более 0,5% от общего числа избирателей какого-то количества муниципалитетов. Тем же, кто этим условиям не соответствует, «светило» собрать подписи: для регистрации партсписка – не менее 0,5% от численности регионального электората, для регистрации кандидата по одномандатному округу – не менее 3% его жителей, имеющих право голоса. Данный законопроект был внесен в ГД в середине февраля.
Но в начале марта в той же нижней палате оказалась другая законодательная инициатива. Очередная реформа местного самоуправления, главным смыслом которой на первом этапе предполагалось установить отмену выборов не только мэров городов и районов, но и представительных органов этих муниципий. Стоит отметить, что именно на этом уровне муниципальной власти, в том числе и в столицах субъектов РФ, как раз и применялись выборы по партийным спискам. Когда-то в федеральном законе было даже четко установлено, что не менее половины мест в муниципальных собраниях должны были разыгрываться среди партий. Впрочем, недавно этот императив был отменен, и теперь все больше муниципалитетов отказывается от партийной составляющей. Однако почти во всех региональных центрах она сохраняется. И нынешним малым партиям местные партийные выборы давали шанс для закрепления позиций – с перспективой выхода сначала на регион, а потом и на федеральный уровень.
Теперь все уходит в прошлое. Поэтому, несмотря на успешное первое чтение проекта об избирательном фильтре на региональных выборах, второе чтение приведет лишь к полной кастрации документа. В законодательной базе ГД размещено заключение профильного комитета о необходимости кардинальной перелицовки его положений.
Глава комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин часть будущих поправок вчера огласил. К примеру, уже практически решено, что малой партии хотя бы одно место надо иметь не в заксобрании любого региона страны, а только в том, где она снова идет на выборы. Понятно, что для «пятисотых политструктур» эта как бы льгота бессмысленна – ведь на предыдущих выборах их еще не было на свете. А вот льгота за выборные успехи на муниципальном уровне, как значится в этом заключении, даже вводиться не будет – ведь реформа МСУ таких выборов не предполагает.
Таким образом, допущенная ранее либерализация партийного законодательства аннулируется не де-юре, а де-факто, то есть без особого шума и политических протестов. Малым партиям существовать разрешено, а вот их участие в выборах признано нецелесообразным.