Фото пресс-службы театра "Et-Cetera"
Меня давно, еще со времен Косово, мучил один вопрос. Есть признанное ООН право народа на самоопределение. И есть требование ООН сохранять территориальную целостность государства. Как они сосуществуют? И главное, как можно реализовать на практике право на самоопределение (вплоть до отделения), не нарушая принцип целостности государства?
Я специально попросил своего товарища (выпускника МГИМО) растолковать мне это. Вот что он мне объяснил (прошу прощения за длинные цитаты).
Широко распространено мнение, что существует некое противоречие между этими двумя принципами. Действительно, современное международное право, с одной стороны, утверждает свободу самоопределения как основополагающий принцип, с другой – настаивает на территориальной целостности государств.
На практике в зависимости от политической ситуации, приоритетным выступает то принцип территориальной целостности, то право народа на самоопределение.
В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 года, утверждается, что принцип территориальной целостности относится к сфере межгосударственных отношений и призван защитить территориальную целостность государств от посягательств извне, со стороны иностранного государства, в то время как принцип самоопределения – это неотъемлемое право людей свободно определять свой политический статус, а также свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Принцип равноправия и самоопределения народов, являясь одним из фундаментальных принципов международного права, закрепляет неотъемлемое право всех народов самим распоряжаться своей судьбой. В силу этого все народы имеют право на самоопределение, которое реализуется путем свободного волеизъявления данного народа и вхождения его на тех или иных условиях в другое государство, то есть свободный выбор политического статуса.
Осуществление народами права на самоопределение не должно рассматриваться как нарушение территориального единства и целостности.
В Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также в Венской декларации, принятой Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 года, отмечено, что «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Всемирная конференция по правам человека рассматривает отказ в праве на самоопределение как нарушение фундаментальных, неотъемлемых прав человека.
Таким образом, надо согласиться, что в международном праве есть необходимые инструменты для преодоления существующих разногласий. Главное – выявление подлинной воли народа, признание верховенства прав человека и их соблюдение.
Вот что объяснил мне мой товарищ.
И вот я думаю. Если бы народ Крыма, ощущая собственное достоинство, чувствовал себя надежно, комфортно, безопасно, «весело и вольготно» в собственном доме, в составе Украины, зачем бы ему менять свою судьбу, судьбу своих будущих поколений? Но народ Крыма решился на эту трудную перемену, практически единогласно проголосовав за союз с Россией. И надо уважать его выбор!