Депутаты Госдумы приступили к обсуждению ситуации на Украине, еще не зная о просьбе крымских властей. Фото РИА Новости
В Госдуме день начался вчера с обсуждения ситуации в Украине, а закончился всеобщим одобрением решения Верховного Совета Крыма о вхождении в состав России. Впрочем, официальная позиция профильного комитета ГД по делам СНГ все равно осталась сдержанной – российский парламент будет ждать итогов перенесенного на 16 марта референдума и, конечно, политического решения руководства страны.
Вчера в Госдуме ждали делегацию Верховного Совета Крыма во главе со спикером Владимиром Константиновым. Однако в начале дня стало известно, что крымчане не приедут. Пока официальная причина не называлась, по Госдуме поползли слухи, что руководство автономной республики испытывает затруднения с выходом в воздушное пространство Украины.
Потом появились сообщения, что ВС АРК собирается на экстренное заседание, результатом которого и стало решение о присоединении Крыма к России и проведении 16 марта референдума с двумя альтернативными вопросами: быть с Россией или с Украиной на особом положении.
Все парламентские партии ГД приветствовали вчера волеизъявление коллег из Крыма. Например, вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк считает, что наша страна должна сделать все, чтобы у крымчан «была возможность, предусмотренная законным правом народов на самоопределение, для свободного волеизъявления без какого-либо вмешательства и давления извне». Суть происходящего в Крыму ускорения Железняк объяснил просто: «На перенос срока референдума на более раннюю дату и на формулировку напрямую влияют действия тех, кто захватил власть в Киеве. Так как чем больше они будут пытаться угрожать Крыму и регионам, которые традиционно связаны с Россией, тем большую антимайдановскую, антибандеровскую волну они получат в ответ».
Первый заместитель председателя ЦК КПРФ и первый вице-спикер ГД Иван Мельников тоже назвал политику киевских властей причиной переноса референдума. «Очень правильно, что решено передвинуть сроки проведения референдума на более ранние, это не даст возможности заинтересованным силам подготовить провокации для срыва референдума», – уверен он.
Мельников ожидает еще большего ужесточения антироссийской риторики в западных и части российских СМИ, но полагает, что вопросы должны быть не к нашей стране, а к киевским правителям. КПРФ полностью за референдум: «Коммунисты приветствуют такую постановку вопроса, потому что она не противоестественная, а естественная и давно назревшая. Решение должно быть только за крымчанами, и Россия примет любой их ответ. Все международное сообщество должно отказаться сейчас от попыток давления».
Зампред Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев также посоветовал западным политикам успокоиться: «Крым всю жизнь входил в состав России, и какие-то там сумасшедшие политики в прошлом имели совесть раздаривать земли, что в принципе было неправильно, – когда Хрущев подарил Крым Украине, когда подписывались Беловежские соглашения. Все это, мы считаем, юридически было противозаконно, и сейчас референдум даст ответ на вопрос об историческом воссоединении двух земель». ЛДПР, понятное дело, тоже приветствует решение Верховного Совета Крыма о вхождении в состав России и проведении соответствующего референдума.
А представитель «Справедливой России», зампред комитета ГД по безопасности Дмитрий Горовцов вчера на заседании «Открытой трибуны», посвященной, естественно, событиям в Украине и Крыму, по поручению лидера СР Сергея Миронова огласил такой перечень внутриукраинского урегулирования: федерализация страны, создание двухпалатного парламента, новая Конституция, в ходе обсуждения и принятия которой все стороны должны прийти к консенсусу. Кстати, Горовцов является одним из авторов законопроекта о более быстром вхождении в состав РФ части какого-либо иностранного государства. Он сообщил «НГ», что первое чтение этого документа, без сомнения, пройдет уже на следующей неделе. Это значит, что после крымского референдума он может вступить в силу.
Напомним, что эсэры предложили сделать так, чтобы кусок другого государства присоединялся к России на правах ее нового субъекта без обязательного на то согласия прежних центральных властей. Это, конечно, при условии низкой эффективности данной власти, невозможности ее обеспечить безопасность и права граждан. Эсэровский вариант разрешает присоединение как в результате референдума, так и по просьбе властей откалывающейся территории. Горовцов настаивает, впрочем, что референдум крымчанам следует провести, чтобы дело было более легитимным.
Тем более что глава профильного комитета ГД по делам СНГ Леонид Слуцкий вчера предупредил: Россия будет этого референдума ждать, после чего и появится какое-то решение. И хотя никто на Охотном Ряду вчера в смысле этого решения не сомневался, Слуцкий уточнил: «Госдума рассмотрит любые законопроекты на эту тему, когда пройдет референдум и когда на эту тему определится руководство РФ, потому что определяться на эту тему – компетенция руководства РФ».
А в Совете Федерации вчера не самые его последние люди объяснили, что, как только все вышеназванные условия будут выполнены, решение вопроса займет несколько дней.
Эксперты, опрошенные «НГ», пока советуют с выводами не спешить. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин сказал «НГ»: «Я не буду гадать и спекулировать сейчас, все зависит от того, насколько жители Крыма готовы принять важное политическое решение. От него и надо будет отталкиваться, на нем и надо будет выстраивать дальнейший алгоритм поведения. Крымчан, кстати, можно понять: за последнее время новое руководство Украины уже выразило желание вступить в НАТО, разместить элементы ПРО на своей территории, а также буквально лечь под МВФ на любых условиях. И я думаю, что в этой обстановке весьма логичное решение – провести референдум».
Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко обратил внимание «НГ» на такое обстоятельство: «Это решает не Российская Федерация, это решает Путин. И понятно, что решение будет таким, какое он примет. И Госдума это решение выполнит. На данную секунду возможны две версии». Первая, по его словам, в том, что крымский парламент решил действовать на опережение и поставить Россию перед фактом: «В таком случае он создал Москве очень сложные проблемы, потому что сказать «нет» – значит потерять лицо и вызвать сильное разочарование крымчан. А сказать «да» – значит эскалировать международный конфликт». Вторая версия, отметил Макаренко, такая: крымский парламент действует в согласии с властями РФ. Тогда, уверен он, это значит, что Россия решилась на очень крупную эскалацию напряженности в своих отношениях с Украиной. «Но пока исполнительная власть России на эту тему не высказалась, и то и другое – версии. И я говорю в режиме «если». Ведь Путин сказал, что сослагательного наклонения в политике нет. Вот выскажется Путин – тогда станет ясно. Я накаркивать плохие и тяжелые для России решения не хочу».