Местная полиция будет работать «на подряде» у МВД. Фото Reuters
Депутаты решили унифицировать действия полиции в разных регионах, где действуют собственные кодексы об административных нарушениях. Защищать права граждан предложено в соответствии с договором, который МВД будет заключать с руководством региона. Странно, что очередное подтверждение провала реформы МВД предлагается преодолеть, поставив защиту прав человека и гражданина на договорную основу. Ведь в Конституции РФ об этом ничего не говорится.
Депутаты из «Единой России» Владимир Плигин, Дмитрий Вяткин и Владимир Поневежский выступили авторами небольшой поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП). Их законопроект величиной в пол-листа на первый взгляд выглядит сугубо техническим.
В статье 28. 3 КоАП предлагается записать, что «протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции)». Правда, при одном условии – между МВД и властью того или иного региона должен быть подписан договор о передаче соответствующих полномочий.
Казалось бы, малозначительная какая-то поправка. Однако за ней стоит попытка преодолеть одно из самых отрицательных последствий проведенной по указанию бывшего президента Дмитрия Медведева в 2011 году реформы МВД. Ведь тогда, кроме переименования милиции в полицию, последняя превратилась в исключительно федеральную структуру. Регионы потеряли прежние относительно самостоятельные правоохранительные возможности, а сокращения в МВД, последовавшие в результате реформ, к тому же пришлись в основном именно на низовые подразделения органов внутренних дел. А между тем за последние годы субъекты РФ наработали собственные КоАПчики, многие из положений которых полиция теперь применять на практике не может. Потому что региональным властям невозможно ей это поручить.
При этом федеральный КоАП действительно допускает, что региональные законодательства об административных правонарушениях могут от него отличаться, в том числе в сферах поддержания общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. А закон о полиции требует от нее действовать на основании как «большого» КоАП, так и его местных аналогов. Получается противоречие, разрешить которое регионы уже несколько лет пытаются как через судебные решения, так и через свои законодательные инициативы.
Депутаты из ЕР в своей пояснительной записке честно приводят указания на эти попытки. Так, например, уже было четыре отказных постановления Верховного суда в отношении властей Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской и Псковской областей. Их желание возложить дополнительные региональные обязанности по составлению протоколов на полицейских были признаны незаконными. Единороссы указали, что полдесятка субъектов РФ уже в разных формах ставили примерно такой вопрос: а где же наша полиция? А еще три даже направляли в Госдуму инициативы, расширяющие возможности региональных властей по влиянию на деятельность полицейских. «Указанные законопроекты были сняты с рассмотрения по тем основаниям, что субъект РФ не вправе вторгаться в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти», – признаются депутаты.
Они сообщили и еще одну любопытную деталь: все регионы, кроме республики Адыгея, в своем законодательстве возлагают на полицию функцию исполнения местных правил общественного порядка и безопасности. Второе важное признание от партии власти, в свое время почти безоговорочно поддержавшей реформу МВД, в том, что анализ системы органов власти субъектов РФ свидетельствует об отсутствии в них каких-либо правоохранительных структур. Кроме того, единороссы напомнили, что хотя в законе о местном самоуправлении и прописана возможность создания муниципальных милиций, сделать это можно лишь на основании федерального закона, которого так и нет. Заметим, что, по данным источников «НГ», близких к руководству МВД, именно последнее категорически отказывается от появления муниципальных коллег, опасаясь конкуренции, но объясняя свой отказ угрозой возникновения, по сути, узаконенных местных банд.
В то же время, считают депутаты Госдумы, полиция обязана исполнять нормы региональных законов, потому что от защиты права человека на безопасность его жизни и здоровья ее никто не освобождает. Единороссы поэтому, исходя из аналогии с появлением сейчас множества совместных программ Центра и регионов, которые требуют передачи полномочий туда-сюда, и предлагают, чтобы общественный порядок охранялся по такому же принципу. Вместе с тем отмечая, что полномочия по закону могут передаваться только вместе с необходимыми материальными и финансовыми средствами. Но тогда выходит нонсенс: получается, что те субъекты РФ, которые их или не имеют, или не смогут отдать в нужном для МВД объеме, не смогут получить и подписи министра под соглашением.
Между тем Конституция такого оригинального подхода ни в коем случае не предусматривает. Наоборот, она утверждает, что гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (статья 45) и что каждый житель нашей страны обладает на ее территории равными правами (статья 6).