Артур Парфенчиков добивается все новых полномочий. Фото PhotoXPress.ru
Завтра Госдума намерена одобрить в окончательном виде законопроект об уточнении полномочий судебных приставов в их работе по взысканию положенного с разного рода должников. Это очередной – и не последний – раунд модернизации закона об исполнительном производстве. Впереди, например, возможное разрешение сотрудникам Федеральной службы судебных приставов (ФССП) лишать неплательщиков водительских прав. Между тем как раз на этой неделе Генпрокуратура обнародовала результаты своего надзора за деятельностью этого ведомства. Итоги печальны. Главная претензия к службе – плохое исполнение именно судебных решений.
Третье чтение законопроекта о внесении изменений в законы о судебных приставах и об исполнительном производстве Госдума проведет в пятницу, 28 февраля. В результате голосования депутатов появятся, скажем, новый текст присяги сотрудников Федеральной службы судебных приставов и запрет для них арестовывать имущество должника в том случае, если речь идет о сумме менее 3 тыс. руб. Кстати, откорректированная присяга ныне требует от приставов приносить ее в том числе народу России, а не только своим руководителям и абстрактному закону. Представители этого народа как раз в основном и являются такими мелкими должниками.
Между тем законы, регулирующие деятельность приставов, меняются с завидной регулярностью. И если сейчас в них добавлено право ФССП создавать своего рода следственные бригады по розыску должников и их имущества, то скоро ГД, возможно, будет рассматривать очередной вариант поправок – уже о праве приставов отнимать у должников, скажем, водительские права.
Впрочем, такое или какие-то другие дополнительные полномочия – это дело все-таки будущего. А сейчас речь идет уже, по сути, об окончательном превращении ведомства Артура Парфенчикова в настоящую правоохранительную структуру, чего, по различным данным, давно добивается Минюст. Как уже писала «НГ» со ссылкой на мнения множества экспертов, служба судебных приставов нуждается в смене наименования. Ведь как раз судебные решения она исполняет не очень хорошо.
Судебного пристава почти не отличить от спецназовца.
Фото PhotoXPress.ru |
Министр юстиции Александр Коновалов, кстати, в ближайшее время готов сделать еще один шаг по превращению ФССП в силовое ведомство. На интернет-портале, где проходит предварительное обсуждение проектов нормативных актов, размещен законопроект о наделении сотрудников службы и их семей солидным социальным пакетом, сравнимым с тем, что дается полицейским и военнослужащим. Любопытно, что именно на этой же неделе, когда Госдума вдруг бросилась принимать внесенный уже почти год назад документ, Генпрокуратура на своем сайте опубликовала итоги «работы прокуроров по надзору за исполнением законов об исполнительном производстве и судебных приставах». Справка начинается с просто убойной фразы: «Результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве в 2013 году свидетельствуют о многочисленных нарушениях, случаях утраты судебными приставами исполнительных листов, фальсификации ими документов, необоснованном окончании исполнительных производств».
Например, таких нарушений в прошлом году выявлено 150 тыс. Чтобы быть более убедительной, прокуратура привела и динамику – «отмечается тенденция их роста: в 2010 году выявлено 68 тысяч нарушений, в 2012 году – 119 тысяч». По требованиям прокуроров, сообщается на сайте ГП, около 3 тыс. судебных приставов привлечены к дисциплинарной ответственности, а еще по их материалам следствием организовано 270 процессуальных проверок, после чего возбуждено около 200 уголовных дел. Однако главная претензия прокуратуры заключается в том, что «наиболее распространенным нарушением является бездействие судебных приставов по исполнению судебных актов». Более того, в ряде регионов прокурорами установлены факты их неисполнения на протяжении нескольких лет. Есть и такие фразы в пресс-релизе: «Имеются случаи окончания исполнительных производств на основании сфальсифицированных документов и заведомо ложных сведений об отсутствии задолженности. Зачастую имущество должников, арестованное судебными приставами, длительное время не передается на оценку и последующую реализацию, а определяемая ими стоимость не соответствует рыночным ценам».
Показатели работы ФССП все равно блестящими не выглядят, однако дело с появлением нелицеприятных фактов из ГП скорее всего отношения к ней не имеет. Как пояснил источник «НГ» в аппарате Госдумы, «появление прокурорских материалов одновременно с законопроектом, лоббируемым Минюстом и приставами, скорее всего связано со слухами об идущих сейчас поисках преемника генпрокурора Юрия Чайки. Как известно, в списке возможных будущих руководителей Генпрокуратуры традиционно вместе с нынешним вице-премьером Дмитрием Козаком всегда значится и глава Минюста Александр Коновалов».