В Госдуму поступила вчера законодательная инициатива Архангельского областного собрания о введении для федеральных парламентариев дополнительной обязанности. В законе об их статусе предложено ввести институт своего рода отчетов перед представительными органами субъектов РФ. Раз в год сенатор или депутат должны будут рассказать в «своем» регионе о результатах собственной деятельности, в том числе и о том, как они выполняли его поручения и просьбы. Таким образом, попытка все-таки выстроить какое-то подобие парламентской вертикали делается снизу, хотя в Федеральном собрании от нее уже давно отказались.
Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы Архангельское облсобрание предлагает дополнить новой статьей, направленной на более тесное взаимодействие федеральных парламентариев с теми регионами, от которых они были избраны или назначены в Москву. Новая обязанность думцев и сенаторов будет заключаться в следующем: представлять Заксобранию «родного» региона «информацию о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом госвласти субъекта РФ». Регионалы подошли к данному делу основательно и даже указали, когда такая информация должна направляться – в первом квартале года, следующего за отчетным. То есть федералам не составит никаких особых трудов раз в год пообщаться с коллегами.
В пояснительной записке к своей инициативе архангельские депутаты подчеркнули, что «работа в указанном направлении позволит более эффективно во взаимодействии всех заинтересованных сторон защищать интересы своего субъекта РФ, решать многие проблемы на федеральном уровне». Речь действительно идет лишь о «своем» регионе: для членов СФ он, понятное дело, определяется легко, а вот для депутатов ГД он является таковым не только в результате выборов, но и вследствие решения руководства фракции о закреплении того или иного думца за конкретной республикой, краем или областью. У нынешних оппозиционных фракций ГД, кстати говоря, множество депутатов работают сразу в нескольких регионах подряд. Так что им своего рода отчетов придется делать больше, что, впрочем, их совсем не огорчит. Дело в том, что многие думские оппозиционеры уже давно добиваются возможности выступать перед местными заксобраниями, но им такого права не дают.
Впрочем, законопроект из Архангельской области вряд ли касается именно их. Судя по тому, что он предложен региональными единороссами, которые имеют в облсобрании этого субъекта РФ более двух третей голосов, их «голос снизу» обращен именно к депутатам ГД от «Единой России» и сенаторам от той же партии. Сейчас в федеральном законе о статусе парламентариев установлена их обязанность поддерживать связь с избирателями. И если значительная часть думцев это худо-бедно делает и в ходе такой своей деятельности неизбежно вступает в контакт с региональными депутатами, то вот члены СФ считаются более равнодушными к общению на низовом уровне – особенно те из них, кто делегирован в верхнюю палату от губернаторов. Впрочем, помимо желания поддерживать какой-то минимальный человеческий контакт у регионалов есть и более меркантильные соображения.
На заседании Архангельского облсобрания при обсуждении ее законодательной инициативы они были в полной мере раскрыты. Глава комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу единоросс Александр Дятлов, например, отметил, что на сегодняшний день взаимодействие между заксобраниями субъектов и депутатами ГД и членами СФ невелико – менее 20% всех законодательных инициатив, подготовленных депутатами облсобрания с 2006 года, было рассмотрено и принято в ГД. Вот в этом и состоит основной интерес. Ведь получается, что региональные единороссы, а они преобладают в парламентах практически всех без исключения субъектов РФ, чувствуют себя исключенными из политической деятельности своей партии. В том числе и потому, что ее руководство уже давно отказалось от идеи создания парламентской вертикали, а точнее, исполнительная власть, уже изрядно вертикализированная, не позволяет власти представительной сделать то же самое. Заметим, что именно поэтому роль федерального парламента до сих пор так и не удается усилить, несмотря на все призывы председателя Совфеда Валентины Матвиенко и председателя Госдумы Сергея Нарышкина.