Депутаты Павел Крашенинников и Владимир Плигин: реализация конфиската – дело тонкое... Фото РИА Новости
Группа депутатов-единороссов предлагает навести порядок с такими вещественными доказательствами, которые представляют собой большие партии товаров. Следователи, изымая их, имеют право передавать матценности на хранение кому угодно, что нередко приводит к пропажам. Антикоррупционной мерой, считают авторы проекта, будет постановление правительства о критериях отбора «хранителей».
Комитет Госдумы по законодательству эту инициативу вчера поддержал. Однако комитет по безопасности уверен, что работе правоохранителей мешать не надо. Спор внутри партии власти, как бывало и прежде, проходит между либеральной и патриотической платформами ЕР.
Депутаты ЕР в количестве 14 человек под руководством председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина и председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова настаивают на необходимости корректировки Уголовно-процессуального кодекса и законов о полиции и об оперативно-разыскной деятельности. В той части этих законодательных актов, которые сейчас дают большую свободу сотрудникам МВД и Следственного комитета России (СКР) в признании различных материальных ценностей вещественными доказательствами по уголовным делам, их изъятии у собственников или распорядителей имущества, передачи на хранение любым юридическим или физическим лицам и, наконец, в решении об уничтожении вещдоков. Группа либерально настроенных единороссов считает, что такой свободы у правоохранителей должно быть меньше.
Их ключевое предложение состоит в том, что в УПК должна появиться ссылка на будущее постановление правительства о порядке хранения вещдоков. Чтобы не происходило явлений, уже описанных в художественной литературе, вроде передачи вещдоков потребительского свойства якобы во временное пользование кому-то, кто их потом съедает, выпивает, снашивает и выкуривает. Впрочем, может быть, и выстреливает, как было в случае с пиротехникой, изъятой полицией у некой фирмы в рамках уголовного дела, потом, конечно, закрытого. Собственнику в 2006 году вернулось чуть более трети коробок с ракетами и петардами, остальное же со склада Минобороны, куда вещдоки были отданы на ответственное хранение, исчезло бесследно. Коммерсанты, впрочем, несколько лет боролись в судах и в 2009 году все-таки отсудили у МВД, того же Минобороны, а еще и у Генпрокуратуры почти 5 млн руб. Однако, отмечали вчера депутаты, не все предприниматели такие упрямые и смелые.
Профильный комитет ГД, который возглавляет один из авторов проекта – Крашенинников, вчера антикоррупционную инициативу единороссов, кстати, одобрил. Сделано было, по сути, дела одно важное замечание – в УПК сейчас нет понятия «собственник вещественных доказательств», его надо прописать. Дело в том, что думцы для защиты интересов бизнеса намерены позволить таким собственникам участвовать в судебных заседаниях, где решаются вопросы о продаже или уничтожении потерявших актуальность вещдоков. Сейчас кодекс такой возможности не дает, между тем «участие указанных лиц в судебных разбирательствах существенно снизит возможности применения произвольных решений сотрудников правоохранительных органов и судов». Депутаты при этом ссылаются на Конституцию и решение Конституционного суда, где сказано, что никто не может лишаться собственности, кроме как по решению суда, обязанного выслушать мнение в том числе и собственника. Так что УПК, говорили вчера единороссы, просто приводится в соответствие с Конституцией.
Еще одна новация, впрочем, отношения к ней не имеет, но для нечистых на руку правоохранителей она как раз и окажется, видимо, самой неприятной. Депутаты предлагают запретить арестовывать полные партии товаров, считая, что для экспертизы хватит и единичных образцов. Как это ни удивительно, но именно последняя идея вызвала резкое неприятие у другой части единороссов. Председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, чья структура является соисполнителем по законопроекту о вещдоках, подписала на него просто-таки разгромное заключение. В нем отмечается, что «принятие указанных изменений приведет к возникновению препятствий при реализации полицией своей основной обязанности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений». Причем высказана не только эта общая фраза, в комитетской бумаге перечислены и конкретные вредные последствия. Например, нельзя будет изымать даже деньги, участвующие в коррупционных преступлениях, кроме того, придется оставлять нечестным бизнесменам фальсифицированные продукты и алкоголь, что нанесет ущерб здоровью людей. Кроме того, охранительно настроенные единороссы подчеркивают, что оперативники не могут сами решать, какие экспертизы в судах должны проводиться, а какие – нет.
В заключении комитета ГД по безопасности резкой критике подвергнуты вообще все без исключения коллеги из правовых комитетов нижней палаты. Проект закона, указывается там, не может быть рассмотрен в первом чтении без его предварительной коренной переделки. Стоит заметить, однако, что все вышеназванное – это не просто рабочие моменты законодательного процесса. Дело в том, что Плигин и Крашенинников, как и часть других подписантов под поправками в УПК, являются руководителями так называемой либеральной платформы «Единой России». В свою очередь, Яровая вместе с рядом своих замов по ее комитету возглавляет другую официально разрешенную платформу ЕР – государственно-патриотическую. И, очевидно, во взгляде на то, что первично – свобода предпринимательства или оперативно-разыскной деятельности, – им никак не сойтись. Кстати, уже не в первый раз.