Идейные разногласия не мешают дружескому общению Владимира Рыжкова и Бориса Немцова. Фото ИТАР-ТАСС
В субботу политики Алексей Навальный и Владимир Рыжков покончили с назревшими двусмысленными ситуациями в своих партиях. Первый на базе «Народного альянса» приступил к созданию Партии прогресса, а второй заявил о выходе из РПР–ПАРНАС. Теперь, вероятно, он попытается реанимировать Республиканскую партию. Но тогда ему предстоит сразиться с двумя другими сопредседателями – Борисом Немцовым и Михаилом Касьяновым за региональные отделения. Эксперты видят в этой ситуации результат новой политики Кремля в отношении несистемной оппозиции и попытку ее лидеров приспособиться к меняющейся реальности.
В субботу в обстановке глубокой секретности в Москве прошел съезд «Народного альянса». Партия решила отказаться от названия, вызвавшего категорическое неприятие у Минюста. Алексей Навальный решил больше не бодаться ни с Олегом Митволем, лидером «Альянса зеленых – Народной партии», ни с Андреем Богдановым, переименовавшим одну из своих партий и мговенно зарегистрировавшим в Минюсте собственный «альянс». «Съезд принял поправки к уставу партии и изменил название. Теперь мы Партия прогресса», – сообщил в своем Twitter Навальный. Цель политика – принять участие в кампании по выборам в Мосгордуму.
Заметим, что незадолго до съезда, по словам информированного источника, близкого к администрации президента, в Кремле оценивали ситуацию с партией Навального следующим образом: «Допустим, этот бренд сначала одна партия взяла, а потом другая. Политик должен быть гибким, мудрым. Почему кому-то вензеля спать не дают? Можно пойти по другому пути. Закон один. Ради чего упорствовать? Ради вензелей? Ради аббревиатуры? Здесь не ищите политику. Ищите упертость людей, претендующих на статус политиков. Давно надо было взять и поменять название». Источник подчеркнул, что смена бренда естественна, к примеру, для бизнеса: «Чем дольше они эту тему топчут, тем больше проблем для себя рождают. Если бы Навальный поменял название, его партию зарегистрировали бы давно. Все, что помогает функционировать партийной системе, полезно».
Сегодня препятствие устранено, и прогрессисты готовятся к выборам в Мосгордуму. Между тем, замечает глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин, путь Навального не будет устлан розами. Теоретические возможности зарегистрироваться у партии есть, считает эксперт, поскольку она довольно хорошо организована: «Другое дело, если будут приняты очень жесткие условия выдвижения и регистрации кандидатов. В Москве летом довольно сложно будет собрать подписи». На прошлых выборах в Мосгордуму, напоминает Бузин, Мосизбирком не пропустил на выборы ни одного из 20 кандидатов, которые выдвигали «Солидарность» и другие реально оппозиционные силы, – все подписи были забракованы: «Судя по тому, что происходит сейчас в Госдуме, очень высок шанс, что будет ужесточаться и московское законодательство, связанное с подписями».
Так или иначе, Навальный не остановился на этапе межпартийных дрязг, сделав шаг в направлении дальнейшей борьбы. Он вернул Кремлю мяч – и теперь там не скажут, что политик сам отказался от легальной борьбы в рамках выстроенной системы. Навальный ведет себя как человек, который понимает: его амбиции, вероятно – президентского замаха, могут быть удовлетворены только участием в реальной политической жизни. С использованием любой возможности для атаки на оппонентов.
С площадей часть оппозиции перемещается на площадку диалога с властью. Этот же процесс привел к размежеванию в РПР–ПАРНАС – в субботу Владимир Рыжков объявил, что выходит из партии вместе с пятнадцатью сторонниками. Знакомые с ситуацией члены политсовета называют ситуацию «цивилизованным разводом».
Ситуация в РПР–ПАРНАС характеризует идеологический конфликт, назревший в оппозиции. Главный вопрос в том, как далеко можно зайти ее представителям в диалоге с властями. После событий в Украине радикалы лишь укрепились в уверенности, что сместить власть можно только силой. Умеренная часть оппонентов власти с таким сценарием развития событий не согласна, но мирные митинги в последнее время также потеряли свою актуальность. Но вот готова ли оппозиция брать власть на выборах?
Сегодня двое оставшихся руководителей РПР–ПАРНАС принимают экстренные меры по сохранению регистрации партии. Борис Немцов и Михаил Касьянов, по информации «НГ», готовят специальное письмо в Минюст, где уверяют – роспуска региональных отделений не будет. Сам Рыжков, вероятно, займется восстановлением Республиканской партии на прежней платформе. По его словам, с таким предложением к нему уже обратились активисты на местах. Несмотря на то что информация о расколе в партии просочилась в прессу еще в прошлом году, субботнее заявление Рыжкова об уходе все равно вызвало переполох. Ведь еще в середине недели трое сопредседателей представили экспертный доклад о проблемах ЖКХ, уверяя, что раскола нет.
В субботу стороны пошли на взаимные уступки – сторонники Владимира Рыжкова приостановили работу оргкомитета новой партии Республиканцы России, заявка на создание которой была подана в Минюст в конце декабря. Член бюро Илья Яшин, конфликтовавший с Рыжковым, был готов покинуть этот руководящий орган. Однако Рыжкова также попросили оставить занимаемый им ранее руководящий пост – ответственного секретаря федерального политсовета. Политик назвал ситуацию неприемлемой, после чего положил на стол заранее написанное письмо о выходе из РПР–ПАРНАС. Вместе с ним от членства в ПАРНАСе отказался экономист Сергей Алексашенко. «Никаких дискуссий на эту тему не было, Рыжков отдал заявление и сразу ушел, – рассказал «НГ» член бюро РПР–ПАРНАС Владимир Кара-Мурза. – Мне кажется, принятое им решение было не политическим, а эмоциональным».
Восстановление Республиканской партии может повлечь отзыв лицензии у РПР–ПАРНАС, которая была создана как раз на ее основе. Как пояснил Владимир Кара-Мурза, руководители партии намерены не допустить отзыва регистрации. Письмо о том, что роспуск региональных отделений не планируется, в ближайшие дни будет направлено в Минюст, говорит политик. Новый ответственный секретарь федерального политсовета РПР–ПАРНАС Константин Мерзликин в беседе с «НГ» ранее подчеркнул, что в тех регионах, где лояльные Рыжкову отделения попытаются отколоться, они будут в кратчайшие сроки восстановлены заново.
В окружении Владимира Рыжкова говорят, что конфликт зрел уже давно – его позиции на политсовете в последнее время не находили поддержки у коллег. В частности, политика возмутил роспуск питерского отделения, состоящего из сторонников Рыжкова, а также публичная критика Ильей Яшиным его встреч с Владимиром Путиным. Помимо прочего, Рыжков, как известно, резко возражал против сотрудничества партии с оппозиционером Алексеем Навальным. В итоге он назвал происходящее «рейдерским захватом власти в партии», поскольку сопредседатели, по его словам, нарушили принцип коллегиальности принятия решений, о котором договорились при создании партии: принципиальные вопросы должны были приниматься при согласии троих сопредседателей. Несмотря на договоренность, два других сопредседателя поддержали кандидатуру Алексея Навального на выборах мэра Москвы, говорит политик. Напомним, ранее Рыжков критиковал Навального за националистические взгляды и срыв акции РПР–ПАРНАС «голосуй против всех» на парламентских выборах 2011 года.
Сторонники РПР–ПАРНАС в социальных сетях разочарованы расколом единственной демократической коалиции. Касьянов и Немцов вчера выглядели расстроенными. «Уход Рыжкова – это плохо для наших сторонников, для всего демократического движения, – сказал Борис Немцов. – Тем более что накануне политсовета мы втроем согласовали стратегию развития партии, где главная задача – победа на региональных и федеральных выборах. На мой взгляд, решение Владимира эмоциональное и не очень придуманное. Надеюсь, оно будет пересмотрено».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров считает Рыжкова системным политиком, рассчитывающим не столько на то, чтобы сегодня поддерживать свой статус, столько на то, чтобы реальной партийной работой, в первую очередь в регионах, добиться возвращения в большую политику.
Собеседник «НГ» отмечает появление в России позитивного тренда, связанного с изменением ситуации: «Речь идет о конвертации негативной энергии политического протеста в позитивную энергию эффективного участия в выборах». Эксперт уверен – это очень позитивно и для Кремля, потому что направляет энергию протестующих в позитивное и вполне конструктивное русло. С другой стороны, замечает Петров, появляется правильная мотивация для политиков участвовать в реальной политике: «Вопрос в разрыве между возможностями, которые Кремль готов предоставить оппозиции, и тем, что хотела бы получить». Последние выборы в Москве и Екатеринбурге показали, что власть волей-неволей вынуждена идти на уступки оппозиции, и она «не может больше держать крышку наглухо привинченной, нужны отверстия для выхода пара, – говорит Петров. – А раз так, то уже появляется возможность использовать этот пар в конструктивных целях – чтобы паровая машина работала».