Процесс вышел на финишную прямую. Фото РИА Новости
Фигуранты дела о так называемых массовых беспорядках 6 мая 2012 года вчера выступили с последним словом. Они настаивают – потасовки с полицией были спровоцированы властями, а обвинение против сидящих на скамье подсудимых построено на сфальсифицированных доказательствах. Поддержать фигурантов к Замоскворецкому суду пришли несколько сотен человек, включая известных политиков и правозащитников. В зал заседаний удалось попасть немногим, а самых активных среди сочувствовавших прямо на улице арестовали полицейские.
Намеченное на 11.30 заседание Замоскворецкого суда началось с двухчасовым опозданием. Поддержать «болотников» пришли около 200 человек, многим из которых пришлось остаться на улице: в зале было чуть более десятка свободных мест, которые делили между собой преимущественно родственники фигурантов дела.
«Может, я своего внука в последний раз увижу», – говорила присутствовавшим 78-летняя бабушка одного из обвиняемых. «Коридор и зал суда были забиты битком, невозможно было найти и стакана воды, – возмущался в Twitter экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков. – У меня впечатление, что идет издевательство над пришедшими на процесс, – мы наблюдаем демонстративное презрение к «преступникам и их пособникам».
Когда процесс все-таки стартовал, адвокаты указали на огромное количество нарушений, допущенных следствием. По мнению защиты, следователи так и не смогли доказать наличие 6 мая «массовых беспорядков». Адвокат Дмитрий Динзе уверен: поскольку следователи и прокуроры неверно квалифицировали вменяемые «болотникам» деяния, их ошибки, даже с формальной точки зрения, должны привести к оправданию всех подсудимых.
Такую оценку событий полностью поддержали и обвиняемые, которым судья Наталья Никишина предоставила последнее слово. Выступивший первым студент-политолог МГУ Ярослав Белоусов напомнил собравшимся, что был на Болотной из-за своих научных интересов, а описание митинга 6 мая должно было войти в его дипломную работу. «Как можно думать о каких-то противоправных деяниях, если у меня жена, сын?» – заключил он.
Бывший студент-востоковед РГГУ Степан Зимин заявил суду, что вменяемый ему следствием эпизод вообще произошел после его задержания, чему есть свидетельства и документальные подтверждения. Позднее доводы следствия о том, что Зимин якобы сломал омоновцу палец, бросив в него куском асфальта, были опровергнуты и медицинской экспертизой – выяснилось, что перелом возник в результате «выкручивания» пальца.
Художник Андрей Барабанов заметил, что провел в СИЗО уже 21 месяц, «хотя никому не причинил вреда». За время процесса он потерял бабушку. На свободе он мог бы учиться, работать, помогать близким людям, а не быть для них обузой. Бывший студент РГСУ Алексей Полихович убежден, что «узников Болотной» наказывают за раздражение, которое власть испытала из-за многотысячных митингов. Поэтому действия болельщиков, выворачивавших сиденья на стадионе, квалифицируют как хулиганство, а куда менее агрессивные действия самого Полиховича, который пытался оттянуть полицейского от избиваемого им человека, оцениваются как «массовые беспорядки».
Время от времени речи прерывались криками: «Позор!» с улицы, где полицейские приступали к задержаниям наиболее активно сочувствующих «болотникам». Зрителям, не попавшим в зал заседаний, не удалось услышать и речь Александры Наумовой (бывшей Духаниной): на время ее выступления трансляция была прервана. В распространенном позднее тексте последнего слова фигурантки говорилось о том, что на процессе было получено огромное количество доказательств невиновности «болотников» и что отправкой в тюрьму судья искалечит их жизни.
Бывший морпех Денис Луцкевич еще раз подчеркнул, что невиновен в инкриминируемых ему деяниях. Напомним, что после просмотра видеозаписи с Болотной выяснилось, что не Луцкевич сорвал с полицейского шлем – это сделал другой человек, находящийся в непосредственной близости от бывшего морпеха. Самым коротким стало выступление страдающего заиканием Артема Савелова, которого следствие обвинило в выкрикивании оскорбительных для власти лозунгов. Ставший еще больше заикаться в СИЗО Савелов лишь резюмировал, что невиновен и его оговорили, и попросил оправдать его.
Фигурант дела Сергей Кривов, ранее объявлявший длительную голодовку, изложил суду полную хронологию событий на Болотной. По его словам, избиение граждан и давка на акции протеста 6 мая были сознательно организованы властями: «У полицейских в сознании заранее формировали образ митингующих как опасных экстремистов – когда говорили о возможном прорыве. Когда ситуация на Болотной обострилась, по рации полицейским передали сообщение о том, что один из них ранен ножом, а митингующие якобы бьют полицию арматурой. Видимо, эти образы запечатлелись в сознании, так как некоторые полицейские давали показания об арматуре, хотя в ходе следствия доказано, что на Болотной арматуры не было». В заключение Кривов процитировал показания полицейских, которые подтвердили: было понятно, что все демонстранты не поместятся на Болотной, и им был дан приказ задерживать всех, кого толпа выдавила за цепочку, – то есть всех подряд. В итоге паника среди митингующих лишь усиливалась, а близлежащие станции метро не работали на вход пассажиров. Власти были заинтересованы в жестком срыве массовой акции протеста накануне инаугурации президента Владимира Путина, убежден Кривов. Напомним, что прокуроры запросили для восьми участников акции 6 мая от 5 до 6 лет лишения свободы.