Фото с официального сайта МВД РФ
В следующий понедельник, ровно через неделю после расстрела учителя и полицейских в московской школе, Общественная палата планирует обсудить проблемы подростковой преступности. Впрочем, на этот раз парламентарии не так единодушны в вопросе очередного ужесточения законов. Больше внимания уделяется информационному и психологическому полю, на котором сейчас вырастает молодое поколение. Кроме того, по мнению экспертов, снова встает вопрос об эффективности института участковых уполномоченных.
На сайте Общественной палаты вчера появилось сообщение о намеченном на 10 февраля внеочередном заседании комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.
Собирается она для того, чтобы обсудить состояние подростковой преступности в стране и меры по воздействию на нее. Повод понятен – преступление в одной из московских школ, где 3 февраля ученик, до сих пор бывший на хорошем счету, весьма хладнокровно расстрелял на глазах своего класса учителя географии, а потом вполне расчетливо отстреливался от приехавших за ним полицейских. Глава этой комиссии ОП РФ Анатолий Кучерена так определил задачу консультаций общественников с экспертами: «Сейчас для нас самое важное – понять, что происходит с нашими школьниками. Это целый комплекс вопросов, который касается и законодательства, и правоприменительной практики, систем безопасности, а также определения зон ответственности сотрудников образовательных учреждений и родителей. В конечном счете это связано даже с компьютером и социальными сетями».
В этих словах Кучерены на самом деле конспективно отразился весь спектр мнений, которые и были высказаны публично по горячим следам трагедии в столичном районе Отрадное. Стоит отметить, что вопреки обыкновению на этот раз в медийном пространстве оказалось, в общем-то, немного заявлений о необходимости тотального ужесточения законодательства, например, по распоряжению оружием или привлечению к уголовной ответственности несовершеннолетних. Только лидер ЛДПР Владимир Жириновский отметился предложением все-таки понизить соответствующую возрастную планку в Уголовном кодексе РФ. Сейчас она начинается с 16 лет, но по отдельным тяжким и особо тяжким статьям УК РФ может последовать и с 14. Глава думской фракции заявил Русской службе новостей: «Сейчас шестиклассник увидит, как можно стать знаменитым, и через пару лет сделает то же самое. Я предлагаю уголовную ответственность ввести с 12 лет. Сейчас он по полной получил бы, а получит чуть-чуть, потому что он несовершеннолетний. Максимум ему пять-шесть лет дадут». Впрочем, депутат из «Справедливой России» Дмитрий Горовцов не уверен, что ученику школы № 263, пришедшему в нее с оружием в руках, удастся отвертеться от по-настоящему серьезного наказания. По его словам, «убийство, захват заложников и покушение на жизнь должностного лица, находящегося при исполнении, – это все тянет на пожизненный, ну или как минимум на весьма многолетний срок». И действительно, статья 20 УК РФ за убийство и захват заложника разрешает привлекать именно с 14 лет.
Впрочем, Горовцов считает, что предложение Жириновского и само по себе не является правильным, потому что не стоит «единичный случай делать основанием для серьезных изменений закона». По его мнению, сомнительны, скажем, и предложения ужесточить статью УК о плохом исполнении родительских обязанностей. Напомним, что накануне с такой идеей выступила лидер правозащитного движения «Сопротивление» член ОП РФ Ольга Костина. «Мы находимся на первом месте в Европе по количеству убийств среди подростков. Но ужесточением наказаний или ужесточением оборота оружия мы не решим эту проблему. Надо подумать о том, чтобы все-таки отвечали родители, которые научили подростка пользоваться оружием, не обратили внимания на его психологическое состояние. Это тот случай, когда статью в УК о несоблюдении родительских обязанностей стоило бы конкретизировать», – сказала она. Проблема, правда, в том, что статья 156 УК РФ предусматривает наказание за это лишь тогда, когда имело место жесткое обращение с несовершеннолетним. А так за плохое воспитание детей взрослые никакой ответственности не несут. И трудно представить себе, как и кто данное преступное деяние вообще может доказать, сказал «НГ» тот же Горовцов.
Но вообще-то, уверен он, способы есть. Например, сообщил депутат, по сути дела, на каждом совещании в МВД или ГУВД Москвы «центральным вопросом становится работа участковых уполномоченных полиции», которая, напомним, больше всего и пострадала от предыдущих так называемых реформ милиции. Теперь министр внутренних дел Владимир Колокольцев планирует через восстановление этого института вернуть доверие населения к полиции. А Горовцов отметил, что именно участковые могли бы, как и прежде, контролировать выполнение требований закона о домашнем хранении оружия. «И никаких особых законодательных изменений для этого не надо, у полиции есть все силы и средства, чтобы это осуществить, надо только правильно расставлять приоритеты в работе», – заявил «НГ» депутат из СР. При этом и он вместе со всеми остальными, кто уже высказался о происшествии со стрельбой в школе, потребовали изменить информационный фон на ТВ и в Интернете. Дескать, там засилье насилия.