Концепция единого учебника истории готова и одобрена президентом. Теперь экспертам предстоит синхронизировать ее с другими предметами. В феврале объявят конкурс среди авторов, готовых разработать целую линейку школьной литературы. Кроме того, в сентябре появятся специальные брошюры для учителей, где отображены наиболее спорные периоды истории. Как выяснила «НГ», в пособиях сохранятся самые спорные тезисы концепции. Среди которых - «слияние» двух революций 1917 года.
В учительских пособиях будут перечислены 20 «трудных вопросов истории». В Российском историческом обществе уверили «НГ»: в брошюрах будут приведены данные из источников, а также представлены альтернативные оценки описываемых событий.
«Мы считаем, что это позволит учителям быстро сориентироваться при подаче материала, а ученикам – выработать свой взгляд», – отметили в организации. Брошюра охватит разные эпохи: начиная с развития Древнерусского государства и заканчивая историей современной России.
«Например, в пособии рассматривается вопрос: является ли Древняя Русь общим историческим фундаментом для истории России, Украины и Белоруссии? Также дается оценка реформам Ивана Грозного и Петра I. Говорится и о значении победы Советского Союза в Великой Отечественной войне», – заявили в РИО.
В брошюре в соответствии со спорной концепцией Октябрьская и Февральская революции 1917 года объединены в понятии Великой русской революции. Члены исторического общества уверены, что эти события не следует разделять: «Мы решили, что они взаимосвязаны. Поэтому представили их как один этап Великой русской революции».
Многие педагоги и сегодня не понимают, зачем это делается. Учительница средней школы № 1541 Алена Тарахович в беседе с «НГ» заявила: «У нас в школе многие педагоги этим недовольны. Термин «великая» звучит как положительное явление. Несмотря на то, что на самом деле это была огромная трагедия. Непонятно, для чего нужно объединять события, которые, по сути, совершенно разные. К тому же неужели они являются настолько сложными для преподавания, что теперь их решили внести в эту методичку?»
В феврале состоится последнее заседание по итогам разработки нового учебно-методического комплекса. Затем Министерство образования и члены рабочей группы по созданию учебника объявят конкурс среди авторов. Речь идет о создании линейки учебников. Больше года уйдет на их написание, затем потребуется время на экспертизу. Кроме того, указом Минобрнауки в 2015 году вводится электронный формат школьной литературы. «Поскольку учебник выйдет не раньше 2016 года, участникам конкурса придется больше полагаться на электронный формат. А это подразумевает, что им также придется продумать целый спектр мультимедийных материалов», – отметили в РИО.
Сейчас группа экспертов, которые занимались разработкой концепции, столкнулась с еще одной проблемой. По словам руководителя рабочей группы Александра Чубарьяна, в следующем учебном году педагогам предстоит непростая задача – преподавать предмет им придется по старым учебникам, но учитывая новую концепцию. Между тем Министерство образования планирует внести корректировки в ЕГЭ. Часть нынешних вопросов усовершенствуют и синхронизируют в соответствии с будущей школьной программой по истории. «В первую очередь нужно синхронизировать будущий учебник с остальными предметами. Представим, что конкретный временной период в Европе (или других регионах) обсуждается по всеобщей истории и параллельно – по отечественной. Поэтому сейчас нам нужно придумать, как сделать, чтобы они соответствовали друг другу и чтобы не возникало противоречий», – пояснил «НГ» Чубарьян.