Фото Reuters
До конца недели организаторам шествия в поддержку фигурантов «болотного дела» предстоит согласовать его с мэрией. Вчерашний раунд переговоров завершился очередным провалом – мэрия готова разрешить лишь митинг, а оппозиционеры в ответ грозят выйти на улицы без согласования. Эксперты проводят параллели с украинским майданом – время упущено, однако амнистированные фигуранты дела призывают выйти на улицу, пока есть возможность повлиять на приговор.
Комитет протестных действий подал заявку на шествие по Тверской улице 2 февраля: от Белорусского вокзала с митингом на Манежной площади. Такой маршрут оппозиционеры давно называют оптимальным. Однако в мэрии согласовывать его отказываются категорически. Аналогичная позиция была озвучена в ходе вчерашних переговоров – чиновники Департамента региональной безопасности Москвы предложили ограничиться митингом на проспекте Академика Сахарова.
«Это предложение мы считаем неприемлемым, – пояснил «НГ» один из организаторов акции Петр Царьков. – Однако альтернативных маршрутов шествия предложено не было, что, по нашему мнению, является незаконным». Царьков убежден, что, «пытаясь вернуться в правовое поле», за два-три дня до акции чиновники все-таки согласуют оппозиции альтернативный маршрут, как это происходило в предыдущих случаях.
Если согласования не произойдет, организаторы готовы в любом случае провести акцию. «Лично я все равно пойду. Присоединятся ли ко мне другие люди, не знаю», – говорит Царьков. В Комитете протестных действий объясняют акцию необходимостью «сконцентрировать усилия» в преддверии приговора по «болотному делу», для фигурантов которого прокуратура запросила от пяти до шести лет колонии.
Они подчеркивают, что хотели бы видеть на шествии не только рядовых активистов, но и лидеров оппозиции. Свое участие в шествии, если оно будет согласовано, подтвердил в беседе с «НГ» амнистированный фигурант «болотного дела» Николай Кавказский. Он убежден, что массовые акции, даже если они соберут несколько тысяч человек, могут повлиять на приговор «болотникам».
Параллели проводят и с майданом, где после проведения массовых несогласованных акций горожанам удалось добиться существенных уступок со стороны властей. «Какой смысл рукоплескать майдану в Facebook и оставаться дома, когда в стране происходит несправедливый суд над фигурантами «болотного дела»?» – недоумевают блогеры, призывая выйти на улицу. Однако тот факт, что на последний подобный марш пришло около 5 тыс. человек, свидетельствует о том, что люди более не верят организаторам, считает оппозиционная активистка Юлия Казакова: «Реальный ресурс поддержать узников был еще в 2012 году – нужно было только призвать людей не расходиться. Но тогда организаторы соглашались на условия властей». Активистка уточняет, что это не означает, что не надо поддерживать политзаключенных, но скептически оценивает значимость очередного марша.
О том, что российские власти все еще опасаются повторения в России массовых протестов, по мнению наблюдателей, свидетельствуют последние инициативы премьера Дмитрия Медведева об усилении мер безопасности в местах массового скопления граждан. В задачи созданной в понедельник специальной межведомственной комиссии будет входить «не борьба с последствиями, а превентивные действия, контроль не только за местами массовых скоплений граждан, но и объектами инфраструктуры, в том числе с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС», пояснил замглавы правительства Дмитрий Рогозин.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин убежден, что смысл выходить на шествие в поддержку политзаключенных, безусловно, есть. Эксперт подчеркивает, что сегодня в оппозиции наблюдаются существенные разногласия между умеренной и радикальной ее частями. Кто-то считает, что нужно влиять на власть с помощью переговоров, особо не раздражая ее, другие предпочитают более радикальные методы воздействия. В итоге на фоне украинских протестов Кремль сделает все, чтобы минимизировать протестную активность, уверен Алексей Макаркин.