Фото Reuters
Сегодня в Брюсселе пройдет 32-й саммит Россия–ЕC. В отличие от предыдущих встреч на высшем уровне нынешняя будет однодневной и более камерной по составу. Дипломатические источники в Москве и Брюсселе связывают такой формат с кризисом в отношениях между Россией и ЕС, обострившимся из-за Украины.
Новый формат саммита будет способствовать углубленной политической дискуссии. Об этом говорилось в заявлении председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея. В нем подчеркивалось, что в саммите примут участие только лидеры России и Евросоюза. Нашу страну будут представлять президент Владимир Путин и глава МИДа Сергей Лавров, а ЕС, помимо ван Ромпея, – председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
«У нас много общих интересов, которые вдохновляют нас взаимодействовать конструктивно, – подчеркнул ван Ромпей. – Но у нас есть и ряд разногласий, которые необходимо обсудить и прояснить. Мы должны сосредоточиться на нашем общем соседстве, региональном интеграционном процессе и международных обязательствах».
Вчера высокопоставленный чиновник ЕС на условиях анонимности пояснил журналистам, что сокращенный формат встречи предложен Брюсселем в связи с итогами Вильнюсского саммита «Восточного партнерства» и ситуацией вокруг Украины. Второй вопрос, который хотят обсудить европейцы, – планы создания Таможенного союза России с рядом постсоветских стран. По мнению ЕС, Россия усилила протекционистскую политику, чем наносит ущерб европейской экономике и не выполняет правил ВТО.
Сегодняшний саммит не будет «бизнесом, как обычно, когда стороны идут по повестке дня, расставляя галочки», сказал тот же чиновник. Это будет скорее стратегическая дискуссия о том, как идти вперед. Ведь «партнеры должны соблюдать обязательства, и это основа установления доверия между ними», – подчеркнул он.
По данным источника «НГ» в МИД РФ, в Брюсселе вообще хотели свести всю «стратегическую дискуссию» к одному ланчу. Однако в Москве намекнули, что только ради этого президент России в Брюссель не полетит. В был достигнут компромисс: саммит будет состоять из трех частей – переговоров в узком составе лидеров, рабочего ланча и пресс-конференции.
В Кремле убеждены, что потенциал взаимодействия России с ЕС используется далеко не полностью. «К сожалению, пока что никак не удается добиться какого-то сдвига в формировании четырех общих пространств взаимодействия: экономического, свободы и безопасности, внешней безопасности, науки и образования», – считает помощник президента РФ Юрий Ушаков.
По его словам, в Брюсселе предстоит обсудить «откровенно и обстоятельно» долгосрочную задачу сближения европейского и евразийского интеграционного процессов. При этом Россия и ЕС не планируют совместной программы действий по урегулированию ситуации на Украине. Среди других тем – безвизовый режим, взаимодействие в сфере энергетики, активизация переговоров по новому базовому соглашению. Разумеется, разговор пойдет и о мировой экономике, поскольку Россия в этом году председательствует в G8. Будут рассмотрены проблемы безопасности, включая ядерную программу Ирана и ситуацию в Сирии.
Ранее представитель Еврокомиссии Оливье Байи заявил, что на саммите будут затронуты и такие вопросы, как права человека и основополагающие свободы. В этой связи корреспондент «НГ» поинтересовался у уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова, какие вопросы могут быть поставлены Путину по этой тематике.
«Можно прогнозировать, что в Брюсселе будут вновь звучать вопросы о соблюдении прав человека. Каждый раз, когда такие вопросы задаются, с нашей стороны даются подробные, откровенные объяснения. Никаких табу на этот счет у нас нет», – ответил Долгов.
По его мнению, у европейцев не хватает реалистичного подхода к правозащитной проблеме. В ходе недавнего общения с европарламентариями Долгов не услышал взвешенных суждений и не увидел с их стороны желания узнать реальную ситуацию с правами человека в России.
«На саммите мы вправе ожидать более взвешенную позицию», – сказал Долгов. И предположил, что у российской делегации тоже будут вопросы к руководству ЕС по правозащитной тематике. Ведь во многих странах ЕС наблюдается устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма. «Общественное мнение в Европейском союзе явно недооценивает угрозу неонацизма. Его существование в отдельных государствах-членах оправдывается мнимой заботой по обеспечению свободы выражения, свободы мнения. Мнимой, потому что никто не отменял решений Нюрнбергского трибунала, а они, как известно, являются частью современной системы международного права и являются частью Устава ООН», – уточнил Долгов.
Вокруг саммита Россия–ЕС
Депутат Европарламента, экс-министр иностранных дел Эстонии Кристийна Оюланд в беседе с «НГ» заметила, что на прошлой неделе в Брюссель приезжала российская делегация, и с докладом о ситуации в стране выступили правозащитники и официальные лица. «На фоне Олимпиады в Сочи и показательных освобождений Ходорковского и Pussy Riot, что все поддержали, в стране появляются новые политзаключенные, и политический климат остается сложным, – говорит Оюланд. – Никаких конкретных договоренностей на саммите подписано, видимо, не будет. Наблюдается некая усталость от двусторонних отношений».
«Европа не менее России заинтересована в предотвращении балканизации Украины, так как это создаст очаг нестабильности, – сказал «НГ» политический обозреватель, эксперт в области двусторонних отношений Анна ван Денски. – Европе и России нужна стабильность Украины как страны-транзиттера, поэтому они будут поддерживать поиски компромисса. К тому же 15 миллиардов российских долларов Украине очень нужны – у ЕС нет средств, чтобы проплачивать украинские долги, им и греческих хватает».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в беседе с «НГ» подчеркивает: «Система взаимодействия сохраняется, пока есть взаимные интересы. Они касаются экономических интересов, как например, отношения российского и германского бизнеса – они от саммитов не зависят».
Подготовил Алексей Горбачев