Глава российского правительства Дмитрий Медведев и председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин сообщили, что проблемы невыполнения исполнительной властью решений высшей судебной инстанции больше нет. Их позиции оказались сходными и по вопросу приоритета международного права над внутренним, который, конечно, существует, но не должен покушаться на государственный суверенитет. А вот о случаях своеобразной интерпретации постановлений суда речи вообще не шло.
Встречу Медведев, если судить по официальной стенограмме, размещенной на сайте правительства, начал сразу с конкретного дела. Неисполненных решений КС было, по его подсчетам, примерно 39. Но сейчас кабинет министров эту проблему уже снял – или приняв какие-то свои нормативные акты, или направив соответствующие законопроекты в Госдуму. «Я думаю, что все это свидетельство, если хотите, новой правовой культуры, которая должна, безусловно, связывать все ветви власти в нашей стране», – сказал Медведев. Именно по этому пути, уверен он, и должно развиваться правовое государство в нашей стране.
А вот когда премьер стал отмечать большую роль в этом Конституционного суда, то возникло впечатление какой-то путаницы в цифрах. Потому что Медведев сказал, что в последнее время КС принял около 40 таких решений, которые затрагивают российскую исполнительную власть в целом и правительство РФ в частности. При этом от премьера прозвучали такие слова: «Я хотел бы также сказать, что мы практически по всем из этих решений уже свои акты подготовили, либо внесли их, либо приняли какие-то иные распорядительные документы». Вот так и осталось непонятным, урегулировало ли правительство старые долги перед КС или выполнило новые обязательства, вытекающие из его постановлений и определений. Тем более что приведенная тут же на сайте статистика прояснения существующей ситуации никак не способствует.
Имеются два документа: первый – список решений КС, находящихся на исполнении, а вот второй называется гораздо интереснее – «Перечень исполненных решений Конституционного Суда РФ, принятых в 1997–2012 годах, реализация которых носила затяжной характер». Именно после прочтения обоих и возникает вопрос: а где же та без малого сотня повелений КС, которые правительство так доблестно за последнее время исполнило? Потому что в первом документе их содержится только пять, а во втором – 38. Конечно, часть законов, внесенных в ГД по воле КС, уже принята, но их никак не может быть десяток-другой. То есть еще пара десятков как минимум или куда-то испарилось, или правительственные подсчеты по каким-то причинам не слишком корректны. Впрочем, двух высокопоставленных собеседников конкретные частности, судя по всему, не слишком волновали.
Скажем, вечером 24 января, когда беседа премьера и главы КС и состоялась, последний четко заявил: даже в ответ на хорошие слова от правительства он не собирается его ответно хвалить. Честно говоря, можно было предположить, что Зорькин поставит вопрос не столько о сроках, сколько о качестве исполнения судебных постановлений. Однако председатель КС – по крайней мере в открытой части встречи – на этом внимания решил не заострять. Хотя, напомним, даже за последний год-полтора произошло сразу несколько своеобразных законодательных интерпретаций вполне четких постулатов, выдвинутых высшим российским судом. Например, по его постановлению о законодательстве о митингах, где правительство и ГД максимально не заметили одних акцентов, но зато активно развили другие. Еще более откровенно законодатель обошелся с решением КС по так называемому криминальному фильтру. Вопреки мнению суда, что доступ на выборы должны закрывать вполне конкретные тяжкие преступления, думцы по согласию кабинета министров оставили всеобщий запрет, сделав его, правда, не пожизненным, а растянутым на десятилетия. Имеются в законодательной практике и другие примеры обхода мнения судей с той или иной степенью ловкости.
Однако Зорькин ничего об этом говорить не стал. А воспользовался случаем, чтобы еще раз объяснить: КС не против всех решений Европейского суда по правам человека. Просто он считает опасным, когда ЕСПЧ покушается на правоту того или иного российского закона. Медведев оказался полностью солидарен со своим собеседником. По его мнению, компетенция тех или иных международных судебных инстанций зависит от воли государств, их создавших. А еще он призвал не забывать о доктрине государственного суверенитета и нюансах международного права, выработанных за последние 150 лет.