На одном из ближайших заседаний Госдума планирует рассмотреть поправку к статье 103 Конституции РФ, где перечислены ее основные полномочия. Впрочем, их расширения не произойдет: поправка о том, что нижняя палата вправе создавать комиссии по расследованию, явка на которые строго обязательна, будет отклонена. Потому что ее первое чтение прошло еще в 1999 году, а ныне актуальность этой инициативы утеряна – такое решение одобрил вчера думский профильный комитет.
Для принятия стандартной формулировки – рекомендовать Госдуме отклонить законопроект – много времени не потребовалось. Председатель комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин коротко сообщил: актуальности в этой поправке теперь нет прежде всего потому, что уже с 2005 года действует специальный закон о парламентском расследовании. Представители оппозиционных фракций в комитете никакой дискуссии затевать вчера не стали, очевидно, просто из-за элементарной экономии времени. Однако, по данным «НГ», когда стародавняя поправка окажется в повестке одного из пленарных заседаний ГД, перед ее отклонением мнение фракций все же будет высказано.
Таким образом, нижняя палата шестого созыва все-таки решилась покуситься на историю современного российского парламентаризма. Как уже писала «НГ» (в номере от 29.11.13), поправка о праве ГД проводить парламентские расследования предполагается к отклонению на протяжении последнего десятка лет, однако ни одна из Госдум сделать это так и не решилась. Возможно, потому, что принятие такой поправки в сентябре 1999 года стало символом максимального подъема самостоятельности парламента. При этом другие предлагавшиеся поправки к Конституции – например о больших полномочиях депутатов при назначении правительства и его отдельных министров – одобрения ГД не получили. А вот за право представительной власти через парламентские расследования контролировать власть исполнительную все проголосовали с удовольствием.
Стоит отметить, что в конце ноября данная поправка вдруг появилась в думской законодательной базе, но затем так же внезапно была оттуда снята. По данным «НГ», это произошло потому, что руководство ГД сочло излишним ворошить былое перед большим юбилеем – 20-летием Конституции и Федерального собрания. Но вот теперь праздники прошли, и можно заняться рутинной работой по расчищению законодательных завалов. Напомним, что поправка в статью 103 Конституции зависла в том же 1999-м. Ее второе чтение планировалось устроить под выборы – в начале декабря. На это не хватило ни времени, ни политического запала – хотя бы потому, что регионалы стали более внимательно смотреть в сторону нового премьера – Владимира Путина, явно пользующегося полной поддержкой Кремля. А в новой – третьей – Госдуме конституционного большинства у оппозиции не осталось.
Любопытно, что несмотря на тогдашнюю неразбериху во властных верхах отрицательный отзыв на поправку от правительства в ГД все-таки поступил. В нем был, например, такой пассаж: «Несмотря на то, что усиление контрольных полномочий представительного органа страны имеет аналоги в мировой практике парламентаризма, внесенный вариант законопроекта вызывает серьезные замечания и представляется недостаточно проработанным». Одним из главных недостатков было указано то обстоятельство, что Госдума пытается присвоить расследовательские полномочия только себе. Хотя парламентом страны является Федеральное собрание в целом.
Обязательность согласия на расследование со стороны Совета Федерации и стало основным постулатом президентского законопроекта о парламентском расследовании, который был принят Госдумой позже, вступив в силу в самом конце 2005 года. И теперь именно это обстоятельство думская оппозиция считает первым препятствием для того, чтобы подобные расследования стали явлением обыденным. Пока же, напомним, депутаты произвели всего одно – аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.
Отметим, что в канун Нового года председатель ГД Сергей Нарышкин дал поручение комитету по конституционному законодательству «представить анализ эффективности применения Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального собрания РФ». Сделать это предстоит в феврале. Поскольку ни о каком применении данного закона доложить спикеру не удастся, потому что он вообще не применяется, а выступать за его серьезную корректировку единороссам также нельзя, то вот им и остается только один выход – отклонять символические решения прошлых Госдум.