«Болотное дело» стало более закрытым от общественности. Фото с сайта www.6may.org
Следственный комитет (СК) России вчера утвердил новое обвинительное заключение в отношении лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова и готовится направить дело в суд. Процесс над рядовыми фигурантами «болотного дела» завершается – в ближайшее время суд приступит к прениям сторон. Защита «болотников» продолжает настаивать на полной невиновности практически всех из них без исключения.
Вчера адвокаты Сергея Удальцова и его соратника по «Левому фронту» Леонида Развозжаева направили жалобу на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Защитники подчеркивают, что несмотря на грубейшие нарушения, допущенные следствием при подготовке обвинительного заключения, в него были внесены лишь формальные правки.
Напомним, что в конце года (см. «НГ» от 27.12.13) суд принял решение о возврате дела Удальцова и Развозжаева, по мнению следствия якобы готовивших беспорядки на иностранные деньги, обратно в прокуратуру: для исправления недостатков в обвинительном заключении. «Начальство дало следствию срок правок до 19 января, но документы были готовы 16 января, – недоумевает адвокат Николай Полозов. – Процесс, по всей видимости, начнется в течение ближайших двух-трех недель». Меру пресечения обвиняемым оставили прежней: Удальцов находится под домашним арестом, а Развозжаев – в СИЗО.
Одновременно с началом процесса над якобы организаторами беспорядков к концу подходит и процесс рядовых участников акции протеста 6 мая 2012 года на Болотной площади. Допрос обвиняемых закончен, и в ближайшее время суд перейдет к стадии прений. Затем подсудимым предоставят последнее слово, и судья удалится для вынесения приговора. «По такому резонансному делу вердикт едва ли будет вынесен до Олимпиады, – считает Николай Полозов. – Властям это было бы невыгодно».
В последние дни власти, кстати, приложили все усилия, чтобы уменьшить информационный шум от процесса, говорят его участники. Так, проход в суд был существенно ограничен – в зал пытались допускать только ближайших родственников и нескольких предварительно аккредитованных журналистов. На выходе один из приставов едва не довел до слез гражданскую жену подсудимого Андрея Барабанова Екатерину, пояснив, что раз формально она не родственник, в зал ее больше не пустят.
Такое отношение к посторонней публике связано, видимо, и с тем, что во время допроса свидетелей обвинения нередко становились видны многочисленные неувязки в доказательной базе следствия и даже подтасовки фактов. К примеру, наблюдатели окончательно убедились в невиновности фигуранта Дениса Луцкевича. По раскадровке видео с Болотной площади было видно, что Луцкевич не срывал шлема с якобы потерпевшего омоновца – это сделал другой человек. Поскольку обвинение по статье 318 Уголовного кодекса (насилие в отношении представителей власти) строится именно на этом эпизоде, то Луцкевич должен быть немедленно освобожден, убеждены защитники. В ответ прокурор заметил, что «защите видно одно, обвинению – другое», подчеркнув, что суд сам должен оценить видео и экспертиза не нужна. Судья Наталья Никишина в экспертизе видео отказала, отказавшись также заслушать свидетелей задержания Луцкевича.
Вчера же адвокат Светлана Сидоркина огласила документы с работы, положительно характеризующие обвиняемого Барабанова. На суде выяснилось, что перед митингом он выпил газировки и стремился как можно скорее уйти подальше от его эпицентра. Напомним, что, по данным следствия, Барабанов ударил ногой по бронежилету одного из полицейских. В суде он пояснил, что извинился перед омоновцем, подчеркнув, что никакого физического вреда здоровью его действие не принесло, а потому вину в применении насилия он не признает. Сам он, по его словам, действовал в состоянии аффекта, возникшем после нанесенных ему полицейскими ударов, – опасался за свою жизнь из-за немотивированной агрессии со стороны полиции.
Днем ранее в суде были заслушаны показания Артема Савелова – он тяжело заикается и говорить может с трудом. Несмотря на это, следствие предъявило ему обвинения в выкрикивании «оскорбительных» лозунгов на Болотной и якобы имевшем место противодействии сотрудникам полиции. Во время краткого финального допроса Савелов признался, что так и не понял, за что его задержали: «Решил, нечего ребятам делать – ну и пусть таскают. Я не раз говорил, что задерживали меня не те люди, о которых говорит следствие, и не те, кто дает показания против меня». Слова единственного «потерпевшего» омоновца Савелов назвал оговором: «Показания менялись постоянно, на протяжении всего процесса. Значит это была даже не ошибка, а оговор с умыслом».
Вчера был амнистирован последний из задержанных «болотных фигурантов» Дмитрий Алтайчинов, признавший вину сразу после задержания. Он обвинялся только по части 2 статьи 212 УК (участие в массовых беспорядках), которая как раз и подпала под амнистию. Ранее он находился под подпиской о невыезде – суд должен был пройти в упрощенном порядке, без изучения доказательств, потому что Алтайчинов согласился на так называемый особый порядок.