Академик Чубарьян выполнил задание президента РФ. Фото PhotoXPress.ru
Вчера президент России Владимир Путин провел встречу с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и объяснил, почему было необходимо его создание. Напомним, в ноябре прошлого года рабочая группа под научным руководством академика Александра Чубарьяна – директора Института всеобщей истории РАН, представила Владимиру Путину концепцию нового учебно-методического комплекса, на основе которого будет создаваться единый учебник истории для школьников. Судя по вчерашнему выступлению президента, он очень серьезно отнесся к поставленной им задаче.
По словам Путина, многие учебные пособия содержали «идеологический мусор»: «Самое главное заключалось в том, что в той системе сертификации, условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа. Для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо». Больше всего, и справедливо, Путина возмущает в некоторых школьных учебниках истории сознательное принижение «роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи».
Эмоционально понять президента можно. Однако тут надо учитывать не только всем очевидные аспекты проблемы. «Гипотеза о том, что единая концепция учебника истории даст в результате единый воспитательный эффект, неверна изначально, – заявил в беседе с «НГ» член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. – Мало того, если мы стремимся к единой концепции истории, следовательно, должна быть разработана единая программа курса школьной истории. Но это противоречит действующему закону об образовании, в котором записано, что каждый учитель, каждая школа могут самостоятельно формировать курс того или иного предмета, ориентируясь на набор примерных программ. Но даже и таких примерных программ до сих пор в природе не существует».
Конечно, понимают возникающую коллизию и президент, и специалисты, разрабатывавшие концепцию нового учебно-методического комплекса. «Убежден, – подчеркнул в заключение вчерашней встречи Владимир Путин, – нельзя ограничивать учителя в его стремлении как можно шире показать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события, использовать в учебном процессе дополнительные материалы, сборники исторических документов, пособия и т. д. Главное, чтобы они были объективными, опирались на фундаментальные научные оценки, выводы и не допускали искажений. Предстоит подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также проходят в школах, применив для этого опыт и наработки ряда российских вузов, в том числе такого авторитетного, как МГИМО».
Пока же разработчики представленной президенту РФ концепции изъяли из курса отечественной истории, например, такие понятия, как «татаро-монгольское иго» и «Октябрьская революция». Вместо них теперь будут «ордынское иго» и «Великая российская революция».
К «трудным вопросам отечественной истории» авторы концепции относят образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, присоединение Украины к России, преобразования Петра I, оценку крепостного права, падение монархии в России и приход к власти большевиков, единовластие Сталина и причины репрессий, а также «причины, последствия и оценку стабилизации экономики и политической системы России в нулевые года».
Насколько эффективен может быть такой подход? «Обратите внимание: немного раньше уже была создана концепция математического образования, – поясняет Абрамов. – В прошлом году вовсю заговорили о необходимости создания единой концепции преподавания литературы. Теперь вот – история. Но нельзя решить проблему преподавания какого-либо школьного предмета, не решив проблему концепции реформирования школьного образования в целом. Это недостижимая цель. И даже больше того, это – ложная цель».