Плату за посредничество предлагается тоже считать взяткой. Фото Василисы Деюн
Борьбу со взяточничеством решено расширить. Депутаты Госдумы от «Единой России» планируют ужесточить ответственность за должностные преступления. Готовится внесение в УК РФ новой статьи, чтобы наказывать чиновников за скрытые взятки более строго. И не позволять им пользоваться юридическими уловками. Эксперты согласны, что в России правоприменение действительно главнее закона.
Как стало известно «НГ», в конце февраля в Госдуму поступит законопроект о внесении в УК РФ новой статьи № 290.1. Смысл ее заключается в том, что чиновник, пойманный не за прямую взятку именно ему, а за обещание использовать свои знакомства во власти, уже не сможет уйти от положенной ответственности в размере как минимум семи лет лишения свободы.
Документ сейчас дописывается экспертами партийного проекта «Гражданский контроль». В середине февраля в Госдуме проведут для его обсуждения круглый стол. Там соберутся представители МВД, прокуратуры, Верховного суда, юридической общественности, приглашение будет отправлено и в правительство. После чего парламентарии в течение недели собираются доработать документ и внести его на рассмотрение Госдумы. Законопроект практически готов, осталось согласовать некоторые юридические нюансы и получить мнение профильных министерств, утверждают в партии.
Идея новой антикоррупционной статьи принадлежит главе компании «Бизнес-Солидарность» Яне Яковлевой. В декабре она отдала свои наработки депутатам от ЕР. Предприниматель возмущена тем, что сегодня большинству чиновников удается избежать наказания за то преступление, которое предусматривает от 7 до 12 лет тюрьмы. Потому что нередко в ходе дела статью о взятке переквалифицируют в покушение на мошенничество, за которое предусмотрен максимальный срок два года, а то и вовсе штраф, причем не кратный, как за получение или дачу взятки, а обычный. «Анализ уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности показывает, что значительной части фактов, связанных с получением должностным лицом взятки, дается неверная юридическая оценка, вследствие чего преступные деяния квалифицируются как мошенничество», – отметила Яковлева в пояснительной записке к документу.
В разговоре с «НГ» Яковлева рассказала, что однажды столкнулась с коррумпированным чиновником. Это и побудило ее действовать: «Год назад в ходе налоговой проверки моей компании налоговик через посредника стал вымогать у меня взятку. За минимизацию штрафов, при том, что начислять их было вообще не за что. С меня потребовали больше 3 миллионов. Я обратилась в правоохранительные органы. Но благодаря связям и финансовым возможностям вымогатели смогли переквалифицировать со взятки на мошенничество и получил минимальный срок».
По словам председателя коллегии адвокатов Теюба Шарифова, на практике действительно выходит, что в тюрьму садятся единицы. Большинство же чиновников отделываются штрафом: «Пользуясь несовершенством закона, прокуратура может предположить, что чиновник брал взятку за услугу, которая выходит за рамки его компетенции. Тогда его признают обычным мошенником. После чего к делу приписывают смягчающие обстоятельства: пожилые родители, несовершеннолетние дети, плохое здоровье, помутнение рассудка и т.д. В конечном счете наказание сводится к штрафу, который, как правило, никто не выплачивает».
Статистика, обнародованная в конце октября генпрокурором Юрием Чайкой, подтверждает слова адвоката: «По исполнительным листам штрафов накопилось более чем на 19 миллиардов рублей, взыскано всего 19 миллионов рублей». Чайка также отметил, что «эта цифра потрясает воображение» и «никуда не годится».
Согласно официальным данным (за 2009–2011 годы) судебного департамента при Верховном суде, прослеживается и такая тенденция – рост количества чиновников, осужденных за мошенничество (с 758 до 1231 человек), сопровождается уменьшением среди них числа взяточников (с 1837 до 1797 человек). С принятием новой статьи УК РФ ситуация сильно изменится, считают единороссы. В разговоре с «НГ» депутат Госдумы из ЕР Рафаэль Марданшин подчеркнул, что тогда исчезнет лазейка, которая позволяет правоприменителям переквалифицировать преступление: «И когда чиновники увидят, что борьба против взяточничества действительно ведется и наказание неизбежно, уровень преступности логично пойдет на спад».
Однако как именно будет работать новаторство и кем контролироваться, пока не совсем понятно. По идее это работа силовых органов, но собеседники «НГ» не спешили полностью поверить в их компетентность. «Я надеюсь, что нас все же поддержит силовой блок. При этом я понимаю, что у них есть такая проблематика с неадекватной переквалификацией», – утверждает глава «Бизнес-Солидарности».
Марданшин, в свою очередь, сказал «НГ»: «Силовые органы занимаются применением данной нормы, соответственно от них зависит многое. В первую очередь приходится верить в их компетенцию. С другой стороны, вне зависимости от работы правоохранительных органов есть суд – независимая инстанция. Именно он определяет, насколько правильно была применена та или иная статья». И все же депутат пообещал сделать со временем депутатский запрос по работе новой поправки, чтобы убедиться в ее должном применении.