Требование граждан дать им свободу выбора будет выполнено только частично. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Графа «против всех», возможно, будет восстановлена лишь для муниципальных кампаний. Необходимость ее возврата для выборов президента, Госдумы, губернаторов и заксобраний субъектов РФ предложено «дополнительно обсудить». Эксперты предположили: это признак того, что в Кремле задумались. Прежде всего о том, стоит ли овчинка – деперсонализация протестного электората – выделки, которая может привести к сомнению в полной легитимности власти.
Согласно решению комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, первое чтение законопроекта о восстановлении в избирательных бюллетенях графы «против всех» должно пройти 17 января.
Вчера инициатива без малого четырех десятков сенаторов во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко была профильным комитетом одобрена. Правда, не без замечаний и предположений о возможных путях доработки документа ко второму чтению. В частности, как указано в заключении комитета, есть необходимость еще раз подумать о том, на выборах какого уровня графу «против всех» надо возвращать к жизни, которая однажды закончилась для нее в 2006 году. «Полагаем, что дополнительного обсуждения требует вопрос введения нормы на выборах федеральных органов власти и на выборах органов государственной власти субъектов РФ», – пояснил председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.
Стоит отметить, что авторы идеи о возврате «политического термометра» сами подошли к написанию законопроекта крайне политкорректно. Например, они не включили в список изменяемых законов закон о выборах президента РФ. Как объяснил вчера представитель СФ на заседании профильного комитета, это было сделано намеренно. Потому что, дескать, президент – главная фигура в стране, и невозможно даже представить себе, что будет, если его не изберут. А это, мол, возможно, если в графе «против всех кандидатов» окажется больше голосов, чем за самого лидирующего кандидата. Зампред комитета по конституционному законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) сказал «НГ», что он недаром задавал авторам закона саркастические вопросы. Его возмутило, что возможность неизбрания мэра какого-то городка или поселка их не интересует, хотя шансов на то, что на муниципальном уровне так и произойдет, неизмеримо выше, чем вероятность появления такого расклада на президентских выборах.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, в свою очередь, пояснил «НГ», что такая демонстрация лояльности сенаторов Владимиру Путину никакого значения не имела. «Если бы закон принимался в том виде, в котором он пришел из СФ, то вопрос о распространении общих правил и на президентские выборы обязательно бы появился. Ну а если бы он не был решен в законе, то был бы иск в Конституционный суд. Потому что не может так быть, чтобы на одних выборах органов госвласти графа «против всех» была, а на других ее почему-то не было бы», – заявил депутат. Стоит отметить, что аргументы авторов законопроекта об опасности его распространения на выборы президента выглядели сомнительными еще и потому, что они сами для федерального уровня действие графы «против всех» изначально предполагали сделать ограниченным. То есть как индикатор она работала, но ни в коем случае не могла становиться причиной признания выборов несостоявшимися из-за того, что ни один из кандидатов так и не был выбран. Кстати, зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов, напомнивший, что именно его партия уже давно требовала возврата «против всех», отметил, что без придания этой графе полной силы в избирательных процессах смысла в ней будет немного.
По мнению Емельянова, предложение профильного комитета подумать, надо ли вообще-то применять эту графу на федеральном и региональном уровнях, – это следствие того, что власти не слишком уверены в выгоде голосования «против всех» для себя. Потому что, по его словам, «хорошо, когда уменьшается количество голосов за оппозиционные партии или там независимых кандидатов, но плохо, когда «против всех» так много, что победа на выборах кажется уже не такой и блестящей». Соловьев объяснил «НГ», что когда Матвиенко вышла со своей инициативой, то необходимо было «сыграть в демократию, потому Болотная площадь и требование честных выборов для власти даром не прошли». Второе соображение, сказал он, заключалось в том, что огромное количество партий не оставит голоса «против всех» в том количестве, которое в специальной графе будет выглядеть более или менее убедительно. Однако, подчеркнул коммунист, «жизнь показала, что по-настоящему оппозиционные партии из числа новичков власти в регионах и на местах по старой традиции просто не допускают к выборам, а значит, потенциал графы «против всех» по-прежнему огромен». И, наконец, заявил Соловьев, «для Путина, который скорее всего будет участвовать в следующих выборах, и его традиционных партнеров из старых оппозиционных партий фактор усталости от них избирателей будет одним из главных». «Ну и как здесь можно допустить появления такого механизма, который позволит этой усталости выразиться наиболее показательно?» – задал риторический вопрос парламентарий.
Заметим, что это касается не только Путина, а может быть, даже не столько его, сколько «Единой России» и ее будущих кандидатов по одномандатным округам, губернаторов – как идущих от этой партии, так и вроде бы самовыдвиженцев – и, наконец, кандидатов в депутаты региональных заксобраний, пусть и связанных напрямую с партией власти, но все равно близких к власти. Потому что когда они будут побеждать на тех или иных выборах, а они это намерены делать и впредь, то большое количество голосов в графе «против всех» неизбежно подорвет их легитимность – конечно, с политической точки зрения.