Валентина Матвиенко подписалась за сохранение «криминального фильтра» для учителей. Фото РИА Новости
Совет Федерации предлагает сохранить пожизненный запрет на профессию для педагогов, которые имели неприятности с Уголовным кодексом. Норма действует с конца 2010 года, но летом 2013-го она была оспорена в Конституционном суде. КС постановил, что огульные ограничения неконституционны. Мнение судей, по сути, оставлено без внимания. При этом из-под запрета выведены граждане, чьи уголовные дела были закрыты до появления закона, – даже если они и обвинялись в насилиях или педофилии.
В Госдуму внесен совместный законопроект Совфеда и Липецкого областного совета депутатов. Явление само по себе редкое. Впрочем, подпись председателя СФ Валентины Матвиенко стоит не под какими-то проходными поправками, а под инициативой по исполнению постановления Конституционного суда.
18 июля КС объявил частично неконституционными ряд норм Трудового кодекса, которые запрещают педагогическую деятельность и вообще любую работу с детьми гражданам, имеющим непогашенную судимость или даже когда-либо ранее осужденным чуть ли не по доброй трети статей Уголовного кодекса. Более того, пожизненная дисквалификация распространяется и на тех, на кого просто было заведено уголовное дело, а потом прекращено по так называемым нереабилитирующим основаниям. Например, по соглашению сторон.
Напомним, что запрет «уголовникам» воспитывать и образовывать российских детей был введен в декабре 2010 года. На протяжении следующих лет по регионам прокатилась волна репрессий: по настоянию прокуратуры и полиции из школ, спортсекций и кружков стали увольнять всех тех работников, которые пусть даже в далекой юности имели нелады с УК. Впрочем, конечно, педагогические ряды были очищены и от реальных «бывших» насильников и педофилов.
Правда, как всегда получилось, что лес рубят – щепки летят. Некоторые из «щепок», посчитавших, что своей долгой трудовой активностью они свои прежние грехи искупили, тем более что и судимости-то уже с них были сняты, обратились в КС. И тот, признав, что запреты теоретически вполне допустимы, как раз исходя из правоприменительной практики и счел их нынешнюю формулировку недопустимой. Судьи повелели законодателю прописать четкий список статей, а не целых направлений УК РФ, обвинение или осуждение по которым и закрывало бы дорогу к детям. А еще КС указал на то, что, как не раз решалось в этом высоком присутствии, нельзя всех чесать под одну гребенку. То есть надо учитывать конкретные обстоятельства преступления и смотреть на личность преступника. А тем более, отмечается в постановлении КС, лишь обвинявшегося в преступлении, но так и не осужденного человека.
Для выполнения постановления КС отводится всего полгода – так что СФ и липецкие депутаты формально в необходимый срок уложились. Однако их прочтение решения судей от
18 июля 2013 года выглядит весьма своеобразным. К примеру, они не только не стали прописывать конкретные статьи УК РФ, но и расширили список упоминаемых для введения запрета на профессию глав кодекса, например такой, как «преступления против мира и безопасности человечества». Какое отношение статьи именно этой главы УК имеют к деятельности педагогов, действительно ли могут оказаться среди них организаторы геноцидов и прочие изверги, в пояснительной записке не сообщается. Хотя конституционные судьи в своем постановлении указали, что, скажем, нарушение режима охраны ядерных объектов вряд ли можно считать преступлением, за которые следует наказывать пожизненным отлучением от педагогической деятельности. Однако сенаторы и региональные депутаты этот пассаж решения КС проигнорировали. Зато распространили запрет на учредителей различных НКО, указав, что здесь имеется пробел.
При этом другой пробел, но более серьезный, ими был создан без всяких проблем. В качестве своего рода интерпретации мнения Конституционного суда об обязательности индивидуального подхода предлагается сделать так: если уголовное дело было прекращено до декабря 2010 года (до вступления в силу ограничительных поправок к Трудовому кодексу), то обвиняемые по ним под запрет не подпадают. Таким образом, если педофилу или насильнику удалось за деньги или по знакомству следствие замять, то учить и воспитывать детей ему будет можно. А если какой-то заслуженный тренер по боксу в юности применил свое искусство для причинения легких телесных повреждений паре хулиганов, то его из секции нужно выгнать.