0
4871
Газета Политика Интернет-версия

25.12.2013 00:01:00

Антикоррупционный спецназ из собственных сотрудников

Тэги: борьба с коррупцией, бизнес


В государственных и частных компаниях могут появиться подразделения по борьбе с коррупцией. Новый орган будет оповещать руководство о преступлениях в этой сфере, а также установит слежку за сотрудниками. Эксперты утверждают, что ведомство таким образом включилось в антикоррупционную кампанию властей, но считают подобную попытку бесперспективной.
Состав и численность подразделения будут зависеть от масштаба бизнеса. В небольших фирмах антикоррупционную функцию выполнит отдельное должностное лицо. Если предприятие крупное – структуру сформируют по типу управлений собственной безопасности.
   
По словам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, «антикоррупционный спецназ» будет информировать руководителя о происходящем внутри фирмы, собирать факты коррупционного поведения сотрудников, отслеживать их встречи и связи. Чиновник допускает: существует риск, что перед взяткой не устоят и представители «спецназа». Контролировать заподозренных он собирается путем частичной слежки. Например, вести запись их переговоров, чтобы исключить общение тет-а-тет.
Топилин утверждает: эти подходы нашли отражение и в рекомендациях по противодействию коррупции в среде предпринимательства, которые Минтруд разработал совместно с Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, представителями «Деловой России» и «Опоры России». Однако вице-президент «Опоры» Евгений Шлеменков утверждает, что этих мер сегодня недостаточно: «Мы действительно занимались разработкой этих рекомендаций, но не думаю, что нужно создавать подразделения по борьбе с коррупцией. Сегодня гораздо важнее тщательный анализ: откуда возникает коррупция? Что сегодня провоцирует ее? Думаю, что виной всему излишнее согласование, получение разрешений. Например, работая в строительстве, тяжело добиться согласований, не дав при этом взятку. Кроме того, созданные контролирующие органы зачастую занимаются отнюдь не своими прямыми обязанностями». По мнению Шлеменкова, необходимо уменьшать роль чиновников в бизнесе.
Гендиректор аудиторской консалтинговой группы «Финэкспертиза» Агван Микаелян рассказал «НГ», что большинство частных предпринимателей имеют механизмы, позволяющие пресекать коррупцию внутри компании: «Предложенные подразделения можно ввести разве что в государственных компаниях, где деньги обезличены. А в частных – смысла вообще не вижу. Лучшая таблетка от коррупции, на мой взгляд, – это достойная мотивация для человека. Остальными мерами ее удастся пресечь в минимальном количестве. Нужно выработать меры экономического стимулирования и даже морального воспитания».
Сделать ставку на мораль советует и эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Ирина Базилева. Она напоминает, что во многих компаниях существуют комитеты по этике, которые контролируют риски, в том числе и коррупционные. «Нельзя при этом сказать, что это узконаправленная система. Напротив, комитет контролирует отношения с государством, партнерами, сотрудниками и т.д. Это действенный метод, проверенный годами. Существуют также специальные офицеры по этике, которые осуществляют контроль выполнения этических норм в бизнесе. Что касается комитетов, идея мне кажется странной, поскольку у компании должна быть целая система рассмотрения нарушений. Нельзя выделить только один аспект».
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин тоже не видит смысла в новой структуре. Он подтвердил, что в частных фирмах функционируют внутренние органы, отслеживающие коррупционные преступления: «Разве что можно попробовать открыть подразделения в государственных фирмах. Но, честно говоря, эта идея мне кажется малоперспективной». По словам эксперта, Минтруд выдвинул идею в рамках проводимой властями борьбы со взяточничеством.
Член экспертного совета ГД по противодействию коррупции депутат Дмитрий Горовцов объяснил «НГ», почему идея чиновников не будет работать: «Чтобы заработал механизм борьбы с коррупцией, нужна ратификация 20-й статьи Конвенции ООН «О незаконном обогащении чиновников». А также включение в состав УК нового состава преступления – «незаконное обогащение». Основываясь на международном опыте, нужно ввести новый уполномоченный орган, который будет контролировать доходы и расходы чиновников. Что касается подразделений, которые инициирует Минтруд, об этих комиссиях уже можно труды писать или научные исследования, которые будут называться «Как мы на бумаге пытались бороться с коррупцией».    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1407
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
891
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
631
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
876

Другие новости