0
2489
Газета Политика Интернет-версия

24.12.2013 00:01:00

Почему не пошли у Думы расследования

Тэги: закон, парламентское расследование, дума


закон, парламентское расследование, дума Владимир Плигин высказывается за возвращение институту парламентских расследований его «природных» функций. Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В феврале будущего года руководству Госдумы должны быть представлены предложения о повышении эффективности закона о парламентском расследовании. Такое поручение спикер ГД Сергей Нарышкин дал комитету по конституционному законодательству и государственному строительству. Его глава Владимир Плигин уже предположил, что в законе, возможно, надо будет прописать полномочия парламентариев по выяснению, скажем, системных проблем коррупции.
«Комитету Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству и правовому управлению аппарата Госдумы представить анализ эффективности применения Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального собрания РФ» – такое поручение подписал вчера Сергей Нарышкин.
   
Среди прочих предложения по изменению закона высказывались 9 декабря на совместном торжественном заседании двух палат парламента, посвященном 20-летию Конституции и Федерального собрания. Срок представления результатов этого анализа – февраль 2014 года.
Председатель комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин отметил, что о конкретных положениях такого анализа говорить рано. Тем более что предстоит большая совместная работа с думскими юристами, будут собраны предложения и от депутатов, по крайней мере тех, кто состоит в профильном комитете. Однако уже сейчас, в качестве собственного мнения, Плигин дал понять, что закон о парламентском расследовании может быть использован хотя бы для профилактики коррупции. «Институт парламентского расследования должен использоваться, но не в популистских целях и не подменяя расследования в рамках уголовного процесса», – подчеркнул он. Ситуации, «чреватые коррупционными проявлениями», и их предотвращение – вот, по его словам, с какой точки зрения можно было бы посмотреть на действующий закон. Плигин уточнил, что депутаты должны проводить расследования для выявления системных недостатков.
В качестве примера Плигин привел историю, связанную с «пропажей у большого количества людей вкладов в банках». Такого рода события, по его мнению, могли бы попасть под расследование, чтобы в его ходе выяснить совокупность условий и причины этого явления, а также предложить меры их устранения.
Оказалось, что представители оппозиционных фракций уже сейчас могут представить первичные исследования состояния закона о расследованиях. Впрочем, зампред комитета ГД по конституционному законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) сказал, что «сложно вычислить хотя бы какую-то эффективность того закона, который ни разу по сути дела на практике и не применялся».
Напомним, что закон о парламентском расследовании вступил в силу в конце 2005 года. Тогда действовала комиссия ФС по событиям 2004 года в Беслане. Она, правда, была образована специальным решением президента и нормы нового закона к ней не были применены. По этому документу действовала осенью 2009 года комиссия по парламентскому расследованию катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС. Работали люди долго и ответственно, но почему-то подвести итоги смогли лишь после окончания деятельности правительственной спецкомиссии. Как выяснилось позже, неспроста – парламентарии в своем итоговом документе переписали результаты межведомственного расследования.
Иванов уверен, что все дело в том количестве голосов, которыми ГД решает, создавать комиссию или нет. Сейчас для этого нужно простое большинство, а надо, настаивает он, чтобы было четыре пятых. «Тогда даже думскому большинству придется договариваться с оппозицией, а не просто открывать расследования против того, кого ему укажут сверху», – пояснил Иванов. Напомнил он и о том, что сейчас возможна только совместная комиссия обеих палат: «А надо дать это право каждой. И пусть Совет Федерации, если он, конечно, захочет, открывает свои расследования. А нам и так сначала надо уговорить на них «Единую Россию».
Депутат Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия») считает, что разделение компетенций палат – первое и главное дело. «Это освободит процедуру назначения парламентского расследования от излишней бюрократизированности», – сказал он «НГ». Горовцов подчеркнул, что в свое время проект закона был представлен президентом несмотря на то, что в ГД в 2004–2005 годах успешно работала межфракционная группа по написанию аналогичного документа. И именно он получился наиболее полновесным, напомнил Горовцов, а вот президентский, по его словам, «сразу же получил название – о запрете парламентских расследований».
Не менее важно, по мнению эсэра, предусмотреть в законе статус комиссии: «От того, что он был не слишком высоким, в ходе единственного проведенного по этому закону расследования – аварии на Саяно-Шушенской ГЭС – не удалось добиться прихода на заседание комиссии прежнего руководителя РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса». Горовцов полагает, что итоговый документ комиссии не должен приниматься Госдумой просто к сведению. Из него должны вытекать конкретные поручения по кадровым вопросам и, может быть, даже по уголовным делам.
Секретарь ЦК КПРФ депутат Сергей Обухов, который вместе с остальными коммунистами подписался на днях под проектом постановления о проведении парламентского расследования бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, уверен, что в первую очередь должен быть изменен механизм инициирования этого самого расследования. «Может быть, надо дать возможность делать это одной фракции или, может быть, 90 депутатам – ведь имеет такое количество право запроса в Конституционный суд или постановки вопроса о недоверии правительству», – сказал он. Впрочем, лучше всего дать это право фракции, причем не просто инициировать, а, как это делается в ряде других стран, проводить парламентское расследование. «А что оно выяснит и надо ли утверждать его результат – пусть решает большинство», – пояснил Обухов.
Стоит отметить, что в действующем законе ни одна из таких проблем не решена. Представители оппозиции в разговоре с «НГ» удивлялись: полтора десятка лет в ГД заседает пропрезидентское и проправительственное большинство – и именно ему верховная власть отказывает в возможности осуществлять одно из главных контрольных полномочий парламента. Вывод напрашивается простой – на самом деле и «Единой России» в Кремле нет особого доверия. Именно поэтому в нынешнем законе заложен такой механизм: 90 депутатов обращаются к руководству ГД с просьбой начать расследования, после чего большинство должно идею поддержать. Если ГД согласна, то следует просьба к Совфеду, который должен дать за нее большинство своих голосов. После чего расследование и начинается. Изначально ему нельзя подвергать деятельность не только президента и судов, но даже и работу следственных органов. А еще парламентское расследование не может назначаться для выявления вины конкретного лица. Остановлено оно может быть в любой момент в случае принятия к производству аналогичного дела даже мировым судьей.
Производить же расследования можно по фактам грубого и массового нарушения прав человека или финансовой дисциплины различными госорганами либо по обстоятельствам техногенных и природных катастроф. Заметим, что именно по «фактам» и «обстоятельствам», но ни в коем случае не по причинам этих ситуаций.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
457
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
461
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
375
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
242

Другие новости