Двери колонии вот-вот захлопнутся за спиной свободного Михаила Ходорковского. Фото РИА Новости
Владимир Путин сообщил вчера, что в ближайшее время им будет помилован бывший глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Прошение о помиловании уже есть, сказал президент, так что соответствующий указ будет подписан. Вчера же Путин на своей ежегодной пресс-конференции заявил, что не видит перспектив «третьего дела ЮКОСа».Хорошо информированный эксперт, который пожелал сохранить анонимность, сообщил «НГ», что информация о просьбе Ходорковского о помиловании, безусловно, говорит о том, что это решение подготовлено в Кремле. В свете того, что ни мать Ходорковского, ни его адвокаты не были в курсе такого прошения, чисто по процедуре нужно исходить из следующего: прошение о помиловании было подано Ходорковским через руководство колонии. Зная характер Михаила Борисовича, который провел 10 лет в неволе, можно не сомневаться, что просить руководство колонии о чем-то заключенный с таким стажем просто так не может. Принцип «не верь, не бойся, не проси» у таких заключенных в крови. Эксперт выдвинул предположение: на Ходорковского вышли руководители колонии, которые заверили МБХ в том, что, если он напишет прошение, оно будет стопроцентно удовлетворено.
Главную сенсацию вчерашнего дня Владимир Путин приберег для традиционного узкого общения с журналистами после пресс-конференции. Президент сообщил, что скоро помилует экс-руководителя нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, потому что все формальности последним выполнены, а глава государства уже все для себя решил.
«Что касается Ходорковского, я уже об этом говорил, Михаил Борисович должен был в соответствии с законом написать соответствующую бумагу. Он этого не делал, но теперь, совсем недавно, он написал такую бумагу и обратился ко мне с прошением о помиловании. Он уже провел в местах лишения свободы больше 10 лет, это серьезное наказание. Он ссылается на обстоятельства гуманитарного характера, у него больна мать. И я считаю, что можно принять решение, и в ближайшее время будет подписан указ о его помиловании», – вот дословная цитата Путина.
Стоит отметить, что в его словах содержатся нюансы, которые в принципе позволяют понять, как принималось решение о помиловании. Вот путинская оговорка, что раньше Ходорковский «соответствующую бумагу» не писал, но «совсем недавно» он почему-то передумал. Напомним, что как раз недавно прошла волна утечек вполне объективной информации о так называемом «третьем деле ЮКОСа». Основывающемся на пресловутом «деле экспертов», то есть расследовании, а не проводилась ли либерализация уголовного законодательства во времена президента Дмитрия Медведева в основном в интересах главного «политзаключенного» страны. Доподлинно утверждать, что это было давлением на Ходорковского, конечно, нельзя, но предположить такое вполне возможно.
Кроме того, Путин позволяет Ходорковскому сохранить лицо, упоминая гуманитарные основания прошения о помиловании и одновременно напоминая о своем милосердии, указывая на то, что 10 лет – это серьезно. Но это слова Путина. А с более низких уровней власти слова прозвучали более жесткие. Скажем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая вчера на вопрос, признал ли Ходорковский свою вину, сказал так: «На имя президента подано его прошение о помиловании. Если просит о помиловании, значит – признает вину». А глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, напротив, считает, что подача прошения о помиловании не требует признания вины.
Информацию о подаче прошения в пресс-центре ЮКОСа на момент сдачи номера в печать никак не прокомментировали. Кстати, адвокат Владимир Краснов заявил «НГ», что экс-глава «Менатепа» Платон Лебедев, по данным на вечер четверга, никаких прошений Путину не подавал. Любопытно, что вчера защита Ходорковского для чего-то выступила со специальным заявлением о том, что до встречи с подзащитным никакие ранее данные комментарии не считаются. Возможно, разгадка странных оговорок кроется в объяснениях матери Ходорковского. Вчера она сказала Интерфаксу, что ни ей, ни адвокатам бизнесмена не известно, как именно прошение о помиловании было передано президенту. Хотя она «целиком и полностью» его поддерживает, подчеркнула Марина Ходорковская.
Заметим, что вчера на ежегодной пресс-конференции Путин, отвечая на вопрос журналиста «Новой газеты» о перспективах «третьего уголовного дела ЮКОСа», заявил, что не видит таковых: «Я вообще не очень понимаю, где там это дело. Я слышал, что об этом говорят, но пока никаких угроз я там ни для кого не вижу. А прокуратура, она обязана отслеживать все эти телодвижения, она может видеть, или, как она считает, она видит, какие-то нарушения закона. Но уверяю вас, ведь кроме прокуратуры есть еще и Следственный комитет, который ведет дело или не ведет, есть суд, поэтому особых угроз я там ни для кого не вижу».
Адвокат Вадим Клювгант заметил: в этом случае, что бывает нечасто, он согласен с позицией Путина: «Я ее высказывал многократно раньше и чаще, что ни о каких перспективах («третьего дела». – «НГ»), находясь в здравом уме и твердой памяти, говорить не приходится».
Опрошенные «НГ» эксперты не исключили, что мифическое «третье дело ЮКОСа» действительно было лишь рычагом давления на Ходорковского, чтобы заставить его подписать прошение о помиловании. «Для Путина было политически важно, чтобы Ходорковский обратился к нему с прошением, – сказал замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Если ранее для него было невозможно это сделать с этической точки зрения, то в связи с болезнью матери ситуация изменилась – он просит об этом не в своих, а в ее интересах». По российской традиции люди, обращающиеся к власти с прошениями, как бы исключают себя из общественной жизни, считает эксперт, но в нынешней ситуации будет не так: «В глазах оппозиции экс-глава ЮКОСа в любом случае останется знаковой фигурой».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ»: Путин ранее уже давал обществу сигнал о том, что Ходорковский может выйти на свободу». Стратегически, считает Мухин, для властей будет выгоден именно такой вариант развития событий – когда помилование опередит окончание срока заключения.
Отметим, что, судя по всему, экс-глава ЮКОСа может быть помилован действительно в ближайшее время, возможно, еще до Нового года. В Госдуме, например, полагают, что этот процесс может пройти максимально быстро. К примеру, депутат из «Справедливой России» Дмитрий Горовцов, хорошо знакомый с процедурой помилования, сказал «НГ», что, раз президент сказал о своем указе, это означает одно – соответствующая бумага на выходе. «И я не думаю, что уголовно-исполнительная система будет тянуть с выполнением такого указа», – подчеркнул он.