Фото Reuters
Вчера в Москве был презентован очередной экспертный доклад по реформе местного самоуправления, отменяющий выборы мэров и городских парламентов. Авторы документа считают, что выбирать муниципальных депутатов нужно лишь на уровне поселений. Эксперты считают, что власти идут на реформу из-за падающего рейтинга «Единой России», которой стало трудно побеждать везде и всегда.После заявления президента Владимира Путина о реформе местного самоуправления эксперты подготовили массу инициатив в развитие этой идеи. Пока все предложения подразумевают как минимум прямую отмену выборов мэров, а также существенное снижение числа избираемых депутатов и минимальную самостоятельность местных властей.
Доклад, презентованный вчера Институтом приоритетных региональных проектов, предлагает еще более радикальный вариант. По мнению авторов документа, жители должны выбирать только местных депутатов, которые будут делегировать своих представителей в советы районов и городов. А те будут наделены правом одобрять кандидатуры мэров, которых станут предлагать губернаторы.
Таким образом, систему местного самоуправления предлагается сделать одноуровневой, определив в качестве основной единицы поселение. Авторы доклада уточняют, что предложенная ими схема не затронет Москву и Санкт-Петербург, а россиянам будут оставлены выборы в заксобрания регионов, которые будут проходить по старому принципу.
Один из авторов доклада, гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов, пояснил журналистам, что главная цель реформы – прекращение политизации местного самоуправления и развитие демократии. По его мнению, местные депутаты должны сосредоточиться на хозяйственной деятельности, а не на политике.
О согласии с идеями доклада на специальной конференции вчера объявили представители ряда регионов – преимущественно дотационных. «Бюджеты районов – от 43% в Ярославле до 93% по области – формирует местная администрация, – пояснил директор департамента территориального развития Ярославской области Юрий Бойко. – Районы должны стать частью органов госвласти, а их администрации – заниматься исключительно хозяйственными вопросами».
Экс-зампред Рязанской гордумы Владимир Холопов заметил тенденцию: «Каждый состав городской Думы был хуже предыдущего». При этом «в последних составах не было ни врачей, ни учителей, поскольку кампания стоила около 10 миллионов рублей, туда попадали лишь представители бизнеса», – резюмировал Холопов. По его мнению, на поселковый уровень, где «всех знают в лицо», необеспеченным категориям граждан прорваться проще.
Руководитель регионального отделения совета муниципальных собраний Волгоградской области Роман Пысков привел такой пример в пользу реформы: «Областное имущество на 2 миллиарда рублей заложено в банках, арестована снегоуборочная техника. Долг в 5–7 миллиардов рублей при бюджете в 14 – все это результат борьбы элит, депутатов и мэров между собой».
Доклад вышел на следующий день после публикации аналогичного документа, подготовленного по заказу Общероссийского народного фронта фондом Института социальных экономических и политических исследований Дмитрия Бадовского. Эксперты близкого к Кремлю фонда описали две модели муниципальной реформы, по итогам которых городские власти будут лишены самостоятельности, а выборы мэров – ликвидированы.
Эксперты отмечают: Вологодская, Ярославская и Рязанская области считаются неблагоприятными для ЕР, и недавно прошедшие там предвыборные кампании прошли для нее в ожесточенной борьбе с оппозицией.
О том, что с реформой может возникнуть проблема, заявил ректор Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова, доктор политических наук Владимир Нечаев: «10 лет назад многие также уговаривали ввести нынешнюю двухуровневую модель самоуправления. Проблем с одноуровневой будет не меньше, в том числе и из-за чисто хозяйственных вопросов».
Глава политической экспертной группы Константин Калачев подчеркивает, что в пользу идеи высказались представители именно тех регионов, где позиции «Единой России» слабы, а губернаторы не пользуются популярностью: «Понятно, что там было бы удобно обойти тему выборов с заднего хода». Калачев добавляет, что подобную реформу стоило бы начинать как минимум там, где губернаторы все-таки были избраны людьми, а не назначены, как в большинстве нынешних областей. Тогда, по его мнению, удалось бы избежать дефицита легитимности: «Представители ЕР хотят везде доминировать. Ярославская и Рязанская области, видимо, могут стать пилотными регионами в этом отношении. Кстати, врачи и учителя становятся не лучшими депутатами как раз в силу своей зависимости от власти».