0
3497
Газета Политика Интернет-версия

18.12.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Политика реальных дел

Леонид Радзиховский

Об авторе: Леонид Александрович Радзиховский – политолог, публицист.

Тэги: путин, послание, политика, бизнес


путин, послание, политика, бизнес Фото Reuters

В связи с приближающимся Новым годом ФОМ провел опрос: кого жители России считают «человеком-2013»?
Результат вполне предсказуем – естественно, Путина (не помню, что отвечали в предыдущие годы, но думаю – тоже его). Интересно другое. Путин получил 32% голосов, следующие за ним Шойгу и Жириновский (!) – по 6%. Гигантский, невозможный разрыв…
Этот опрос – точная проекция всей политической структуры нашего общества. Конечно, такая популярность связана с личными чертами Путина, которые сегодня, как и 10 лет назад, соответствуют представлениям огромной массы жителей России о том, каким должен быть Лидер, как бы он ни назывался. Холодный и жесткий прагматик, верящий в силу, а не в красивые слова. Русский патриот, настороженно относящийся к Западу. Физически бодрый человек, без вредных привычек. Консерватор, подчеркивающий свою религиозность. И т.д. Видно, нравится такой образ не только в России – недаром в Киеве, на антимайдане, скандируют «Пу-тин, Пу-тин!..».
Но вполне очевидна крайне опасная хрупкость такой структуры управления, полностью завязанной на одного человека. И что интересно – эту опасность очевидно сознает и сам Путин.
Именно это легко прочитывается в его Послании Федеральному собранию.
В нем Путин без особого пафоса сформулировал повестку дня для страны. Опять же характерно, что никто из его многочисленных критиков повестку не формулирует! Ограничиваются более или менее изобретательными проклятиями в адрес существующего строя, лично Путина – это и есть вся повестка… И едва ли дело просто в «отсутствии интеллекта». Нет, я думаю, отсутствует другое – нет чувства ответственности за страну. Критики Путина невольно принимают роль нервно-капризных подростков – зачем думать о семейном бюджете, если все равно все решат взрослые…
Так что водить в такой Системе все равно приходится Путину.
И в Послании интересно как раз его четко выраженное желание изменить ситуацию. Понятно, речь не идет о желании «снять с себя ответственность» – судя по биографии Путина, он к этому точно не стремится, да в его положении это и невозможно. А вот стремление сделать Систему более устойчивой, расширить ее постамент – да, это явно читается.
С этим связаны предложения по реформе местного самоуправления. Чтобы подчеркнуть, какое значение он им придает, Путин именно с них начал свое Послание, напомнил о земствах (отсыл к Великим реформам XIX века). Кстати, история с местным самоуправлением непростая, в определенном смысле символическая.
В 1990-е у этого самоуправления было довольно много прав – что приводило к массовой коррупции и просто неуправляемости. И для того чтобы элементарно восстановить какую-то управляемость в государстве, хоть как-то «перезапустить Систему», и понадобилась подморозка начала 2000-х. Но – «время разбрасывать камни, время собирать камни». Сейчас эта подморозка стала явным анахронизмом. Слишком слабое, бессильное местное самоуправление стало опасным вызовом для функционирования Системы – таким же вызовом, как «анархия на местах» в 1990-е. Теперь – на новом витке спирали – необходимо обратное движение, к расширению самоуправления.
Все это относится не только к собственно управлению на районном уровне, хотя это прямее всего касается огромной массы населения. Но общее «размораживание Системы» имеет и массу других аспектов, о которых тоже говорил Путин. Расширение политической конкуренции. Такой опыт уже сделан в ходе выборов мэров в 2013-м. Очевидно, данная линия будет продолжена.
Другая идея – все важнейшие государственные решения должны проходить нулевое чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества.
Понятно, что критики легко отмахнутся от такого предложения – «очередная бюрократическая имитация». Ну а какие контрпредложения? «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» А затем – что? Подумаем, а на кой черт, собственно, мы это сделали? Впрочем, такие р-р-революционные идеи сегодня до такой степени не востребованы, что относятся только к жанру «интернет-троллинга».
И сейчас реализация данных предложений зависит и от воли Путина (а надо преодолеть неизбежное сопротивление бюрократического аппарата, который инстинктивно противится расширению институтов гражданского общества), и от активности самого этого общества. Понятно, что оба элемента взаимосвязаны.
Национальная напряженность. Россия здесь совершенно не оригинальна. Аналогичные столкновения (и часто более массовые и жесткие) на национальной почве имеют место во всех крупных европейских странах. Это вполне понятно – идет Великое Смешение Народов, столь массовой миграции не было, может быть, последние 300–400 лет.
Тем не менее отсылки к Истории и мировому опыту мало утешают – каждой стране эту ситуацию надо решать здесь и сейчас.
И первое условие тут – назвать вещи своими именами. Что и было – чуть ли не впервые на таком уровне – сделано в этом докладе. Путин честно сказал и о том, что главные, самые острые конфликты идут не с гражданами других стран, а именно между полноправными гражданами РФ: с одной стороны, выходцами из республик Северного Кавказа, с другой – «русскими националистами».
«Называние имен» принципиально важно. Это показывает, что власть не будет прятать голову в песок и («как бы чего не вышло») обходить острые углы. Нет, спокойно назвав неприятную правду, можно сделать следующий шаг – лечить реальную болезнь, а не гоняться за призраками.
И еще одна важнейшая идея Послания – деофшоризация экономики.
Перемещение огромной части экономики в офшоры – совсем не только российская особенность. Та же проблема есть и в странах ЕС. И там активно борются с офшоризацией, которая в первую очередь является механизмом неуплаты налогов.
Путин не в первый раз поднимает эту тему. Сила сопротивления велика, ее можно измерять в десятках миллиардов долларов… Но, кажется, на сей раз президент «вцепился в тему» крепко и «замотать» свои предложения не даст. Его идеи вполне конкретны. Они хорошо известны, нет смысла пересказывать. Указание ясно – тут неприкасаемых не будет. И я думаю, что очень скоро мы увидим прецедент – живой пример той самой деофшоризации, когда какая-то компания выйдет из офшора. У нас нет прецедентного правосудия – но есть прецедентное поведение. И это тоже очень хорошо просчитывает Путин.
Общий же пафос Послания достаточно прозрачен: легкий грунт страна давно прошла. Впереди – куда более тяжелые времена. И чтобы ответить на эти вызовы, Путин предлагает свою повестку – расширение социальной активности, упрощение условий для транспарентного бизнеса, затягивание петли вокруг бизнеса серого.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дональд Трамп требует от БРИКС валютных обязательств

Дональд Трамп требует от БРИКС валютных обязательств

Ольга Соловьева

Китай поучится у России обходить западные санкции

0
1437
В арсенале мер Центробанка остались интервенции

В арсенале мер Центробанка остались интервенции

Анастасия Башкатова

Обвал рубля назван кратковременным дисбалансом

0
1154
Верховный суд обеспечил контингентом семь российских тюрем

Верховный суд обеспечил контингентом семь российских тюрем

Екатерина Трифонова

Злостных нарушителей можно неоднократно отправлять из колоний на самый строгий режим

0
1084
"Единую Россию" настроят на конституционное большинство в Госдуме-2026

"Единую Россию" настроят на конституционное большинство в Госдуме-2026

Иван Родин

Политика "сплочения вокруг флага" оборачивается привычным сценарием электорального авторитаризма

0
1024

Другие новости