Фото Reuters
В связи с приближающимся Новым годом ФОМ провел опрос: кого жители России считают «человеком-2013»?Результат вполне предсказуем – естественно, Путина (не помню, что отвечали в предыдущие годы, но думаю – тоже его). Интересно другое. Путин получил 32% голосов, следующие за ним Шойгу и Жириновский (!) – по 6%. Гигантский, невозможный разрыв…
Этот опрос – точная проекция всей политической структуры нашего общества. Конечно, такая популярность связана с личными чертами Путина, которые сегодня, как и 10 лет назад, соответствуют представлениям огромной массы жителей России о том, каким должен быть Лидер, как бы он ни назывался. Холодный и жесткий прагматик, верящий в силу, а не в красивые слова. Русский патриот, настороженно относящийся к Западу. Физически бодрый человек, без вредных привычек. Консерватор, подчеркивающий свою религиозность. И т.д. Видно, нравится такой образ не только в России – недаром в Киеве, на антимайдане, скандируют «Пу-тин, Пу-тин!..».
Но вполне очевидна крайне опасная хрупкость такой структуры управления, полностью завязанной на одного человека. И что интересно – эту опасность очевидно сознает и сам Путин.
Именно это легко прочитывается в его Послании Федеральному собранию.
В нем Путин без особого пафоса сформулировал повестку дня для страны. Опять же характерно, что никто из его многочисленных критиков повестку не формулирует! Ограничиваются более или менее изобретательными проклятиями в адрес существующего строя, лично Путина – это и есть вся повестка… И едва ли дело просто в «отсутствии интеллекта». Нет, я думаю, отсутствует другое – нет чувства ответственности за страну. Критики Путина невольно принимают роль нервно-капризных подростков – зачем думать о семейном бюджете, если все равно все решат взрослые…
Так что водить в такой Системе все равно приходится Путину.
И в Послании интересно как раз его четко выраженное желание изменить ситуацию. Понятно, речь не идет о желании «снять с себя ответственность» – судя по биографии Путина, он к этому точно не стремится, да в его положении это и невозможно. А вот стремление сделать Систему более устойчивой, расширить ее постамент – да, это явно читается.
С этим связаны предложения по реформе местного самоуправления. Чтобы подчеркнуть, какое значение он им придает, Путин именно с них начал свое Послание, напомнил о земствах (отсыл к Великим реформам XIX века). Кстати, история с местным самоуправлением непростая, в определенном смысле символическая.
В 1990-е у этого самоуправления было довольно много прав – что приводило к массовой коррупции и просто неуправляемости. И для того чтобы элементарно восстановить какую-то управляемость в государстве, хоть как-то «перезапустить Систему», и понадобилась подморозка начала 2000-х. Но – «время разбрасывать камни, время собирать камни». Сейчас эта подморозка стала явным анахронизмом. Слишком слабое, бессильное местное самоуправление стало опасным вызовом для функционирования Системы – таким же вызовом, как «анархия на местах» в 1990-е. Теперь – на новом витке спирали – необходимо обратное движение, к расширению самоуправления.
Все это относится не только к собственно управлению на районном уровне, хотя это прямее всего касается огромной массы населения. Но общее «размораживание Системы» имеет и массу других аспектов, о которых тоже говорил Путин. Расширение политической конкуренции. Такой опыт уже сделан в ходе выборов мэров в 2013-м. Очевидно, данная линия будет продолжена.
Другая идея – все важнейшие государственные решения должны проходить нулевое чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества.
Понятно, что критики легко отмахнутся от такого предложения – «очередная бюрократическая имитация». Ну а какие контрпредложения? «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» А затем – что? Подумаем, а на кой черт, собственно, мы это сделали? Впрочем, такие р-р-революционные идеи сегодня до такой степени не востребованы, что относятся только к жанру «интернет-троллинга».
И сейчас реализация данных предложений зависит и от воли Путина (а надо преодолеть неизбежное сопротивление бюрократического аппарата, который инстинктивно противится расширению институтов гражданского общества), и от активности самого этого общества. Понятно, что оба элемента взаимосвязаны.
Национальная напряженность. Россия здесь совершенно не оригинальна. Аналогичные столкновения (и часто более массовые и жесткие) на национальной почве имеют место во всех крупных европейских странах. Это вполне понятно – идет Великое Смешение Народов, столь массовой миграции не было, может быть, последние 300–400 лет.
Тем не менее отсылки к Истории и мировому опыту мало утешают – каждой стране эту ситуацию надо решать здесь и сейчас.
И первое условие тут – назвать вещи своими именами. Что и было – чуть ли не впервые на таком уровне – сделано в этом докладе. Путин честно сказал и о том, что главные, самые острые конфликты идут не с гражданами других стран, а именно между полноправными гражданами РФ: с одной стороны, выходцами из республик Северного Кавказа, с другой – «русскими националистами».
«Называние имен» принципиально важно. Это показывает, что власть не будет прятать голову в песок и («как бы чего не вышло») обходить острые углы. Нет, спокойно назвав неприятную правду, можно сделать следующий шаг – лечить реальную болезнь, а не гоняться за призраками.
И еще одна важнейшая идея Послания – деофшоризация экономики.
Перемещение огромной части экономики в офшоры – совсем не только российская особенность. Та же проблема есть и в странах ЕС. И там активно борются с офшоризацией, которая в первую очередь является механизмом неуплаты налогов.
Путин не в первый раз поднимает эту тему. Сила сопротивления велика, ее можно измерять в десятках миллиардов долларов… Но, кажется, на сей раз президент «вцепился в тему» крепко и «замотать» свои предложения не даст. Его идеи вполне конкретны. Они хорошо известны, нет смысла пересказывать. Указание ясно – тут неприкасаемых не будет. И я думаю, что очень скоро мы увидим прецедент – живой пример той самой деофшоризации, когда какая-то компания выйдет из офшора. У нас нет прецедентного правосудия – но есть прецедентное поведение. И это тоже очень хорошо просчитывает Путин.
Общий же пафос Послания достаточно прозрачен: легкий грунт страна давно прошла. Впереди – куда более тяжелые времена. И чтобы ответить на эти вызовы, Путин предлагает свою повестку – расширение социальной активности, упрощение условий для транспарентного бизнеса, затягивание петли вокруг бизнеса серого.