Фото Reuters
Проблемы укрепления обороноспособности РФ, ее Вооруженных сил традиционно заняли заметное место в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию. Наша военная доктрина и перспективные образцы вооружения, которые поступают и будут поступать в войска, позволяют нам, безусловно, обеспечить безопасность государства, отметил Верховный главнокомандующий. Вместе с тем из его утверждений следует, что речь идет не столько о непосильном для страны чрезмерном количественном наращивании военного потенциала, как было в СССР, сколько о качественном переоснащении армии и флота.
Такой путь развития обороны страны определил тщательный анализ изысканий в военной сфере, которые проводятся другими странами. «Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что система противоракетной обороны только по названию является оборонительной, а на самом деле это существенная часть стратегического наступательного потенциала, – заявил Владимир Путин. – Вызывает озабоченность и разработка новых систем вооружений, таких как ядерные взрывные устройства малой мощности, стратегические ракеты в неядерном исполнении, гиперзвуковые неядерные высокоточные системы, предназначенные для нанесения ударов в короткий промежуток времени и на большую дальность. Мы внимательно следим за развитием так называемой концепции «обезоруживающего мгновенного глобального удара», есть такая концепция, и она активно развивается в некоторых странах. Реализация всех этих планов может иметь крайне негативные последствия для региональной и глобальной стабильности».
Президент считает, что подобные концепции в сочетании с наращиванием возможностей системы ПРО могут свести на нет все ранее достигнутые договоренности в области ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, привести к нарушению так называемого стратегического баланса сил.
«Мы это прекрасно понимаем, – сказал глава государства. – И знаем в этой связи, что нам нужно делать. Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим. Россия ответит на все эти вызовы: и политические, и технологические».
Так получилось, что обозревателю «НГ» ровно за сутки до оглашения Послания президента удалось воочию убедиться, что именно имелось в виду под ответом на технологические вызовы в военной сфере. Это было во время посещения головного офиса корпорации, занимающейся разработкой и производством суперсовременных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Она входит в состав госкорпорации «Ростех» и включает в себя 97 оборонных предприятий. Так вот там довелось увидеть то, что еще два-три года назад казалось чистой фантастикой.
Представьте себе ракетный удар по какому-то объекту на российской территории. Хорошо видно, как несколько ракет стремительно приближается к цели. И вдруг на расстоянии где-то полукилометра, словно наткнувшись на невидимую стену, на некий защитный купол, они одна за другой сами взрываются в воздухе. Специалист-разработчик пояснил, что ракеты разрушил высокоэнергетический поток. А генеральный директор корпорации Николай Колесов уверенно заявил, что в развитии наземных комплексов РЭБ Россия на много лет обогнала западных партнеров: «И вот почему. Те страны, где тоже основательно занимались разработкой средств РЭБ, больше всего думали над созданием средств радиоэлектронного подавления для обеспечения авиационных и ракетных ударов, поскольку ведут обычно боевые действия на чужой территории. Мы же, занимаясь и такой тематикой, все же основательно работали над созданием систем, которые могут защитить нашу собственную территорию». В результате у нас появились комплексы РЭБ, способные, например, на 100% подавлять работу американской системы дальнего радиолокационного обнаружения и наведения AWACS.
Начал реализовываться контракт на поставку Российской армии первой партии из девяти комплексов «Москва-1». Колесов подчеркнул: «Сегодня ни у кого в мире нет комплексов, подобных «Москве». Этот комплекс позволяет в режиме пассивной радиолокации сканировать воздушное пространство на дальностях до 400 километров, обнаруживать и передавать данные о целях другим системам РЭБ, а также средствам ПВО и авиации, управляя ими для нейтрализации и уничтожения противника. Обслуживает его расчет всего из четырех человек. Правда, все они должны быть специалистами очень высокой квалификации.
И в этой связи стоит привести еще одно прозвучавшее в Послании президента России предложение: «Не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах; дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность. Данный механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным – прежде всего техническим воинским – специальностям, при этом не призывая их в Вооруженные силы». Владимир Путин попросил правительство и Совет безопасности РФ представить конкретные предложения по организации такой системы.