Фото с официального сайта КПРФ
Скандал вокруг драки депутата-коммуниста Дениса Вороненкова в ресторане с говорящим названием «Куршевель» явно не станет «славной главой» в истории КПРФ. Попробуйте сказать, что парламентарий защищал там светлые идеалы социализма – и на вас посмотрят в лучшем случае как на человека с тонким чувством юмора.
Даже в России, с ее вечной тягой к «теориям заговора», уже давным-давно никому и в голову не приходит искать в подобных делах политическую подоплеку. Бизнес, деньги, в крайнем случае личная неприязнь – но никак не идеалы.
В СМИ мгновенно появились пикантные подробности той драки коммуниста с неким Андреем Мурзиковым. Так, по информации «Известий»: «Партнер убитого бизнесмена Андрея Бурлакова Анна Эткина заявила, что депутат Госдумы и экс-сотрудник ФСБ Андрей Мурзиков стояли за покушением на нее и ее компаньона». Кроме того, госпожа Эткина указала, что оба этих гражданина проходят по делу о хищении более 3 млрд руб. у Финансовой лизинговой компании.
Обвинение не приговор, и судить о виновности может лишь суд. Однако декларация о доходах и имуществе Дениса Вороненкова, размещенная на сайте Государственной Думы, также недвусмысленно указывает на род его занятий. Например, таблица принадлежащего депутату, его супруге и двоим детям недвижимого имущества занимает аж 13 строчек. Фигурируют там, например, квартиры площадью 446, 226 и 170 кв. м, дом 887 кв. м и т.д. А среди автомобилей – Bentley Continental, Mercedes S-класса, 2 Range Rover и Land Cruiser.
Таков портрет типичного представителя коммунистической верхушки «новой волны». Правда, при чтении подобных строк вспоминаются слова про тех, которые «страшно далеки от народа». Однако к лидерству в КПРФ они, похоже, все ближе.
И уж конечно, это прекрасно осознают рядовые коммунисты. Достаточно вспомнить, например, состоявшийся в сентябре выход из КПРФ группы молодых людей на Кубани. Вошедшая в их число секретарь городского партийного комитета по работе с молодежью в сердцах заявила: «Сегодня КПРФ тяжело больна, она представляет собой больного человека со всеми минусами… И наших партийных руководителей это устраивает, так как они уже обзавелись порядочным капиталом… КПРФ представляет собой торговый бренд, который продается партийным руководством».
Слова «торговый бренд» здесь отнюдь не фигура речи. Иллюстрацией может служить скандал вокруг другого представителя думской фракции КПРФ Константина Ширшова. Согласно сообщениям информагентств: «Как полагает следствие, Ширшов совместно с помощниками… в период с июня по июль 2011 года склоняли одного из жителей Московской области, высказывающего намерения стать депутатом Государственной Думы 6-го созыва, к передаче через них денежного вознаграждения в размере 7,5 млн евро за включение его кандидатуры в федеральный список с последующим гарантированным избранием депутатом Государственной Думы».
Кстати, действия участников группы были пресечены в «Национале» в момент передачи 66 млн руб. То есть речь идет практически о поимке с поличным. Однако Константин Ширшов заявил, что на месте преступления оказался случайно.
Откровенно бандитские разборки и торговля мандатами – далеко не исчерпывающий список. Если люди, близкие к руководству КПРФ (а депутатов думской фракции, очевидно, можно отнести к их числу), рассматривают партию как ресурс – значит, они неизбежно будут привносить туда свои способы борьбы за этот ресурс: от грязных денег до тех или иных методов принуждения.
Показательный скандал минувшей осени – в Волгограде. Там был проанонсирован большой митинг коммунистов с протестами против результатов выборов в гордуму. Интернет изобилует описанием дальнейших событий: «Люди в красных манишках с буквами «КПРФ» и с красными знаменами в руках, охотно беседовавшие на улице с журналистами и прохожими, оказались жителями Элисты. Оказалось, их уже не первый раз привозят из Калмыкии… А 25 сентября вместе с жителями Калмыкии на митинге коммунистов присутствовали молодые девушки – студентки Волгоградского педагогического университета и Волгоградского технологического колледжа. Причем было очень заметно, что «протестующие» студентки пришли на митинг не по своей воле и коммунистических идей не поддерживают – они находились под бдительным присмотром своих преподавателей».
Чтобы привезти сотни людей из другого региона, нужны деньги. Причем скорее всего неучтенные – черный нал. Эти средства должны откуда-то взяться. Да и чтобы заставить прийти на мероприятие студентов, тоже нужен ресурс. Таким образом, методы теневого бизнеса постепенно перекочевывают в партийную практику.
Самое же поразительное – это то, зачем вообще понадобилась подобная самодеятельность. Оказывается, в те дни в город приехала делегация ЦК КПРФ. Очень похоже, что обеспечить массовость акции необходимо было, дабы пустить пыль в глаза партийному начальству.
Получается, неучтенные деньги (как и следовало ожидать) идут вовсе не на то, чтобы усилить партийную организацию как таковую. Зарабатывая деньги, околополитические бизнесмены «инвестируют» их в то, чтобы упрочить свое положение в организации и обеспечить близость к руководству партией. И затем – заработать еще больше.
Вода камень точит. Очевидно, что все это постепенно сказывается на авторитете партии. Максим Сурайкин, представляющий одну из конкурирующих компартий, напомнил недавно: «Значительная часть членов КПРФ ее покинула в связи с тем, что они не согласились с позицией Геннадия Андреевича, что в основном он занимается имитацией». Согласитесь: избиратели неизбежно будут отворачиваться от партии, новое поколение которой явно не верит в ее идеалы, рассматривая организацию как бизнес-проект.
Так что остается лишь согласиться с анализом, сделанным еще несколько лет назад Леонидом Поляковым из Высшей школы экономики: «На словах, в риторике и демагогии коммунисты все так же выступают от имени бедных и как бы защищают их интересы, но на самом деле и на федеральном, и региональном уровне партийная элита срастается с буржуазным классом… Это противоречие чувствуют люди. Когда они узнают, кто состоит в первых рядах коммунистов, это оказывает разочаровывающее воздействие. Процесс разочарования не радикальный, не быстрый, но тем не менее происходит постепенное сужение электоральной базы КПРФ».