Алексея Навального ждут в московском правительстве с докладом по коррупции. Фото Reuters
Как выяснила «НГ», президенту в ближайшее время будет предложен механизм возвращения похищенных бюджетных средств из-за рубежа. Работает над соответствующим законопроектом Национальный антикоррупционный комитет (НАК) Кирилла Кабанова. Между тем власти демонстрируют большую озабоченность проблемой коррупции. Тема обсуждается на разных площадках едва не в ежедневном режиме – в Генпрокуратуре, в столичном правительства и в Верховном суде.Борьба с коррупцией должна начинаться с ужесточения законодательства, считает руководитель НАК Кирилл Кабанов. Как стало известно «НГ», он разработал поправки в Уголовный и Административный кодексы, способствующие возврату краденых денег из-за рубежа. В конце месяца Кабанов представит их Владимиру Путину. Он объяснил причину интереса власти к проблеме: «Сейчас похищенное имущество не остается в России. Наворовав, чиновники готовы все бросить и уехать к незаконным миллиардам за границу. И Запад, разумеется, эти деньги обратно не выдает. Возникает не только остро-политическая, но и экономическая проблема – утекают сотни миллиардов, подрывая экономику России. Поэтому нам нужно выработать стандартные меры реагирования». Например, Кабанов предлагает внести в Уголовный кодекс понятие «незаконного обогащения». Кстати, ранее идею эту озвучивали коммунисты и даже предлагали проголосовать за нее на своем официальном сайте. Глава НАК считает, что президент одобрит его поправки, «учитывая нынешнее нестабильное экономическое положение в стране».
Промежуточные итоги борьбы с коррупцией подводил на вчерашнем Координационном совете руководителей правоохранительных органов генпрокурор Юрий Чайка. Он раскритиковал работу ФССП, заявив, что судебные приставы «не обеспечивают неотвратимость наказания за факты коррупции». Под горячую руку генпрокурора попали и сотрудники правоохранительных органов: «Их усилия сосредоточены на выявлении малозначительных преступлений, фактов получения незаконных вознаграждений преподавателями и медицинскими работниками».
По официальным данным Следственного комитета, коррупционная составляющая за прошлый год проела брешь в госбюджете на сумму в 21 млрд руб. По коррупционным статьям осуждены 6 тыс. человек. Треть из них – обычные люди: водители, сующие взятки инспекторам ГАИ, и студенты, пытающиеся купить пятерку в деканате. Генпрокурор уверяет, что теперь и взяткодатели привлекаются к ответственности. Как следствие, стирается стереотип о неприкосновенности высших чиновников, утверждает он: «По материалам прокурорских проверок за последние девять месяцев 59 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности». Однако размер возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам о коррупции в этом году составил лишь 10%. Украденная из бюджета сумма – 21 млрд рублей, – была возмещена лишь на 2 млрд.
9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией. В планах столичного правительства – конференция с участием предпринимателей, экспертов и чиновников. В списке приглашенных и политик Алексей Навальный, глава «Фонда борьбы с коррупцией». Обсуждения пройдет по секторам: поговорят о кадровом развитии, о взаимодействии государства и бизнеса в борьбе с коррупцией. «Москва открыта к конструктивному диалогу с бизнесом и обществом с тем, чтобы уменьшить коррупционные риски и эффективно распорядиться бюджетными средствами», – отметила заместитель мэра Москвы в столичном правительстве по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. По ее словам, еще одна цель конференции – восстановить доверие бизнеса к госзакупкам.
Коррупцию при госзакупках готовятся обсудить и в Верховном суде. Во вторник, 3 декабря состоится заседание пленума, где огласят оптимальную меру наказаний для коррупционеров. А также разработают рекомендации по исполнению этого наказания. Председатель суда Вячеслав Лебедев считает, что коррупционеров нужно штрафовать: «Мы проанализировали практику наказаний по коррупционным преступлениям, в том числе за взятки, и в вопросах реального исполнения такой меры наказания, как штраф, к сожалению, цифры не гармонизируются с теми, что ставил законодатель».
Замгендиректора «Центра политических технологий» Борис Макаренко считает, что антикоррупционная борьба властей не приносит результата: «Мы недавно слышали выступление президента, где он говорил об ошибочности смягчения наказаний для коррупционеров. Мы не видим эффективных расследований доходов и расходов крупных чиновников. К середине осени должны были предоставить отчет об их отказе от зарубежных вкладов, но мы по-прежнему ничего не знаем об этом. Свобода СМИ, политический плюрализм – то, что во всех странах является ключевыми элементами предупреждения коррупции, у нас находятся в плачевном состоянии». В беседе с «НГ» эксперт подчеркнул: «Власть не стала активней бороться с коррупцией. Она просто немножко стала о ней говорить, поскольку коррупция сейчас является весомым раздражителем для народа».
Кабанов согласен, что власти активизировались в связи с ростом негативных социальных настроений. Однако он настаивает, что положительные моменты в этом движении все же есть: «Главное управление по борьбе с коррупционными преступлениями МВД не просто стало лучше работать, появились новые подходы. Борьба с коррупцией ведется на том же уровне, что и борьба с организованной преступностью. Теперь к уголовной ответственности привлекаются не один-два человека, как это было раньше, а участники всего бизнеса. Стоит учитывать, что раскрывать реальные настоящие коррупционные преступления (не взятку гаишникам) сложно, это многоуровневая система. А мнение о неприкосновенности чиновников пошатнулось, поскольку мы осознаем, что начальники департаментов, мэры, губернаторы – это не некая окончательная коррупционная система».