Фото с официального сайта партии "Гражданская платформа"
Представители «Гражданской платформы» Михаил Прохоров и Алла Пугачева после пятничного заседания федерального комитета партии в беседе с «НГ» высказались за освобождение политзаключенных в честь 20-летия Конституции. В том числе и фигурантов «болотного дела», один из которых, прекративший голодовку Сергей Кривов, на днях был помещен в больницу СИЗО. Оппозиционные политики опасаются, что, судя по высказываниям президента, амнистия коснется лишь некоторых «болотников».«Я считаю, что если мы проведем широкую амнистию – это касается не только фигурантов Болотной, но и вообще всех политзаключенных, – это будет очень полезно для страны», – заявил лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров, отвечая на вопрос корреспондента «НГ».
С Прохоровым согласилась член федерального гражданского комитета ГП, певица Алла Пугачева: «Я за освобождение». И подчеркнула, что она вообще «за мир во всем мире». Впрочем, оговорилась Пугачева, все будет зависеть от решения президента Владимира Путина.
Тема амнистии активно обсуждается и на госканалах. С дипломатичным предложением отпустить «политических» в эфире «России 1» выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Хулиганы, которые творили всякие безобразия, свою вину уже искупили». Сейчас проект амнистии находится в Думе. Из Кремля сигналы поступают противоречивые. Вопрос об амнистии политзаключенных на прошлой неделе был поднят дважды. О ней Владимира Путина спросил на встрече президента с малыми партиями сопредседатель РПР–ПАРНАС Владимир Рыжков и лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Позднее тема была затронута на встрече Путина с писателями. В обоих случаях президент выразился несколько туманно. Рыжкову Путин ответил, что «помилованы будут только те, кто заслуживает помилования». А в беседе с писателями предположил, что «болотные фигуранты» не дружат с головой, сравнив происходящее с революцией 1917 года и недавними погромами в Лондоне. Впрочем, даже скептически настроенные по отношению к оппозиции люди соглашаются, что «болотники» свое уже отсидели – люди находятся в СИЗО полтора года. Многие из них за это время потеряли работу, здоровье и даже ближайших родственников.
Напомним, что в случае принятия проекта амнистии, разработанного Советом по правам человека, на свободу могут выйти до 150–200 тыс. человек. Речь идет о заключенных, совершивших преступления «ненасильственного характера, которые не повлекли причинение тяжкого необратимого ущерба для жизни и здоровья людей», а также осужденных за участие в публичных мероприятиях. На прошлой неделе Рыжков передал Путину отдельный список из 70 политзаключенных, разработанный правозащитниками. По словам политика, Путин ясно дал понять, что амнистия состоится, вот только пока непонятно, кто в итоге выйдет на свободу. Тем более что ранее провалилась идея бизнес-амнистии, инициированной омбудсменом Борисом Титовым. И вместо сотен тысяч на свободу вышло несколько десятков человек.
Сопредседатель РПР–ПАРНАС Борис Немцов убежден, что если амнистия и коснется «болотников», то речь пойдет о нескольких фигурантах дела. «Путин хочет, чтобы ребята получили реальные сроки, – утверждает политик. – Об этом свидетельствует его ремарка, что они не дружат с головой. Не в его стиле в этих случаях проявлять гуманность и милосердие». По мнению Немцова, после того как «болотники» получат реальные сроки, им предложат покаяться и попросить о помиловании: «Те, кто это сделает, имеют шансы выйти на свободу. Особенно если приговор вступит в силу до Олимпиады».
«Амнистия будет точно, вопрос лишь в ее масштабах», – заявил в беседе с «НГ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, задержка с проведением амнистии вызвана тем, что власти определяют, кто в итоге выйдет на свободу. Итоговый вариант, по данным эксперта, будет сбалансированным: выйдут заключенные, которые, по мнению властей, полностью искупили вину и не являются социально опасными. Считают ли таковыми фигурантов «болотного дела», пока не ясно. Мухин полагает, что свое слово в этом вопросе должен сказать суд. Однако полностью провалить идею правозащитников о широкой амнистии, как это сделали с бизнес-амнистией, властям невыгодно, считает эксперт: «Это будет политическим провалом Кремля».