КС, похоже, будет вынужден признать неконституционной спорную норму. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Конституционный суд (КС) рассмотрел вчера дело российского гражданина, который в 2011 году хотел стать депутатом от ЛДПР в красноярском Заксобрании. Центральные органы партии отдали все места другим людям. Обиженный пошел в суд, проиграл во всех инстанциях и теперь требует признать неконституционным так называемый свободный мандат – то есть право партии нарушать очередность кандидатов в списках. Проблема в том, что полгода назад КС уже признал это вполне допустимым.Выборы в Заксобрание Красноярского края проходили одновременно с избранием Госдумы шестого созыва в декабре 2011 года. Именно туда и ушли два представителя ЛДПР, которые одновременно баллотировались и в региональный парламент.
Так что Владимир Худоренко, возглавлявший одну из частей списка этой партии в данном субъекте РФ, надеялся, что он станет депутатом. Тем более что и Ачинский раздел списка ЛДПР набрал больше всего голосов по сравнению с другими. Однако все места, а именно четыре, которые эта партия сумела завоевать, достались другим красноярским либерал-демократам. Между прочим, в полном соответствии с законом края, что подавшему иск Худоренко в скором времени объяснили во всех судебных инстанциях, где он последовательно проиграл все свои жалобы и иски. Ведь он попал под местную модификацию правила о так называемом свободном мандате. Которое предполагает наличие у партийного начальства права в некоторых случаях отдавать места не тем кандидатам, которые первыми стоят в очереди за вакансией, а тем, появление которых в парламенте партии более необходимо. Все это Худоренко теперь и оспаривает в Конституционном суде.
Вчера высшая правовая инстанция страны рассмотрела его дело по существу. Оказалось, что провинциальная ситуация вызывает интерес и на федеральном уровне. На заседание суда пришли представители и Центризбиркома, и Совета Федерации, и Минюста, и Генпрокуратуры. Голоса выступивших перед судом специалистов оказались не в пользу «свободного мандата», а следовательно, и уставного закона Красноярского края, которым разрешается самоуправство партийных руководителей. Но со стороны прокуратуры прозвучало – на выборах по партийным спискам личности не столь важны и все определяет авторитет партии.
Тем не менее и прокурорская власть настаивает, чтобы в законодательстве появилась норма, обязывающая вождей публично объяснять, почему они предпочли одних однопартийцев другим. А член ЦИК РФ Майя Гришина, напротив, уверена, что здесь есть нарушение Конституции, игнорирование воли избирателей и «коррупциогенный фактор».
Советник министра юстиции Мария Мельникова эти мысли разделила, заметив, что получение депутатского мандата не по количеству голосов, а по воле начальства должно являться случаем просто исключительным.
Представитель Совета Федерации в КС Александр Саломаткин оценил как сомнительные уверения бывшего элдэпээровца, что результаты выборов полностью зависели от личностей кандидатов. Тем не менее он заявил, что распределение мест в парламенте полностью на откуп руководящих органов партии отдавать нельзя. Кстати, Саломаткин подчеркнул, что красноярский закон чрезмерно и некорректно расширил норму закона федерального. В последнем указывается, что если какой-то депутат уходит досрочно, а в его региональной подгруппе партсписка больше никого нет или остальные кандидаты отказываются от места, то тогда у партии есть две недели на то, чтобы выдвинуть на вакантное кресло любого человека из любой части своего списка. В Красноярском крае пошли в деле попустительства партийным бонзам гораздо дальше. Тут действует норма: если отказываются кандидаты, которые были в головке списка, тогда мандаты можно передавать кому угодно без оглядки на количество полученных голосов и место в очереди.
Гришина объявила: данная норма в региональном акте появилась после экспертизы ЦИК РФ, во втором чтении. Более того, оказывается, она есть в законах более чем 30 регионов. И что еще интереснее – в некоторых из них она была прописана несмотря на прямые рекомендации Центризбиркома этого не делать. И, похоже, не просто так. Например, в Волгоградской области по данному сомнительному правилу было перераспределено 27 мандатов.
Таким образом, хотя на заседании КС это и не прозвучало, стало понятно, что данные нормы принимались по решению прежде всего партии власти и, понятное дело, в ее интересах. Тем не менее депутат Госдумы от «Единой России» Дмитрий Вяткин считает: «Принимая решение по кандидатуре для передачи вакантного депутатского мандата, коллегиальный руководящий орган политической партии не может действовать произвольно». Это свое мнение он в письменном виде довел вчера и до сведения суда.
И действительно, напомним, что более года назад единороссы считали «свободный мандат» даже в его минимизированном федеральном виде неконституционным. Такая точка зрения появилась у них после скандала в «Справедливой России», когда освободившееся после изгнания из ГД Геннадия Гудкова место было отдано не «первоочереднику» Никите Кричевскому, а следующему за ним Александру Тарнавскому. Первый обвинил партию фактически в торговле мандатами, а ЕР в октябре 2012 года даже обратилась в КС РФ. Суд медлил с ответом более полугода и только к 21 марта 2013 года, собравшись с силами, постановил: право у партий маневрировать кандидатами есть, но в исключительных обстоятельствах и с конкретными объяснениями смысла подобных маневров. В том числе, указал КС РФ, и для того, чтобы их можно было подвергнуть судебному рассмотрению. «Однако никакого судебного разбирательства об обстоятельствах появления в Госдуме Тарнавского так и не было», – посетовал в беседе с «НГ» источник из думской фракции ЕР. А между тем, уверен он, прямое нарушение закона было. Ведь манипуляции с мандатом производились в пределах одной из трех региональных групп, которыми эсэры в декабре 2011 года штурмовали Москву. «Была и явная коррупционная составляющая, которую и пытались вытащить на свет наши против Миронова и Левичева, но потом, судя по всему, первоначальная команда из Кремля была отменена», – отметил собеседник «НГ». Он напомнил, что именно с конца прошлого года «Справедливая Россия» стала менять прежде оппозиционный курс на отчетливое сотрудничество с президентом.
Так что вчерашнее внимание федеральных политиков к региональной правовой закавыке вовсе не удивительно. В интересной ситуации оказался прежде всего КС, который раньше говорил, что «свободный мандат» имеет право на существование, а теперь, очевидно, вынужден будет признать его, по сути, неконституционным. На заднем плане за судом стоят торжествующие единороссы, которые добились своего не мытьем, так катаньем. Коммунисты уверены, что свобода партийного усмотрения в распределении депутатских вакансий доживает последние дни. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев заявил «НГ», что под впечатлением решения КС по региональному закону думское большинство обязательно поменяет и федеральный.