Генеральную прокуратуру на президентском уровне будут опекать более плотно. Фото РИА Новости
Госдума одобрила в первом чтении поправки к Конституции об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов, а также изменении системы назначения российских прокуроров. Окончательное принятие поправок намечено на 20 ноября. Хотя в их поддержку высказались вчера три думские фракции из четырех, полной ясности у них ни по первому, ни по второму пункту, похоже, нет. Особенно в том, для чего президенту понадобилось самому назначать практически всех прокуроров в стране.Официальный представитель президента в Госдуме Гарри Минх о необходимости объединения двух высших судов в одну инстанцию рассказал вчера более или менее подробно. Новый Верховный суд, по его словам, полностью возьмет на себя компетенцию упраздняемого Высшего арбитражного суда (ВАС).
Делается это для унификации судопроизводства и в конечном счете для придания российскому правосудию большей эффективности. Возражения на эти тезисы, изложенные, кстати, и в заключении ВАС, которое вчера наконец было распространено на Охотном Ряду, Минх отмел. В том числе и потому, что они сделаны против того, чего еще нет. Смысл этой фразы кремлевского представителя состоит в том, что необходимые для полного понимания реформы поправки в 28 действующих законов еще никто не видел, не читал и не анализировал.
Однако по второй части президентских поправок к Конституции, которые значительно меняют систему назначения большого числа российских прокуроров, Минх высказался лаконичнее. По сути, это был пересказ инициативы Владимира Путина: генпрокурор и его замы назначаются Советом Федерации по представлению президента, прокуроры субъектов РФ – президентом по представлению генпрокурора, все остальные – за исключением городских и районных – президентом единолично. Таким образом, в отличие от действующего порядка, когда региональных прокуроров (по согласованию с властями республики, края или области) назначает и освобождает генеральный прокурор, теперь у него в этом отношении останутся лишь консультационные функции. И хотя городских и районных прокуроров генеральному оставляют, всех иных, которые сейчас тоже его номенклатура, президент у генпрокурора отнимает. «Иные», пояснил Минх, – это в основном специализированные прокуроры типа природоохранительных, по надзору за исправительными учреждениями, по особо режимным объектам и, наконец, военные прокуроры.
У оппозиции, прежде всего КПРФ, на этот счет оказалось критическое мнение. Бывший московский прокурор, а ныне член фракции коммунистов в Госдуме Юрий Синельщиков заявил, что происходит подрыв прокурорской системы. Кстати, на вопрос Синельщикова, зачем это делается, Минх вчера конкретных пояснений не дал. Первый зампред фракции КПРФ Сергей Решульский попытался выяснить, сколько времени займет у генпрокурора беготня по кремлевским кабинетам для утрясания персональных вопросов. Минх, отвечая ему, признал, что кадровые полномочия администрации президента по новой редакции статьи 129 Конституции действительно увеличатся. Среди оппозиционных депутатов, кстати, ходят разговоры, что статья, кроме того, позволит Путину, скажем, назначать самостоятельно прокуроров федеральных округов, которыми сейчас выступают заместители генпрокурора.
Ходят слухи о возможном появлении и так называемых спецпрокуроров, которые могут получать поручения главы государства по контролю за теми или иными громкими ситуациями. Однако самая популярная у коммунистов версия – это окончательная победа главы Следственного комитета Александра Бастрыкина в его противостоянии с прокуратурой.