За действия толпы «народного схода» ответят трое сидельцев. Фото РИА Новости
«Дело о погромах» в Бирюлеве, почти забытое сразу же после закрытия овощной базы в этом московском районе и поимки предполагаемого убийцы его местного жителя, обрастает новыми подробностями. Арестованные фигуранты жалуются правозащитникам, что не чувствуют поддержки извне, зачастую не видят своих адвокатов, а у некоторых из них нет денег даже на письма. Из-за фактического отсутствия у них юридической защиты некоторые участники штурма базы уже дали признательные показания.У правозащитников, посетивших фигурантов «дела о погромах» в Бирюлеве, складывается впечатление, что правоохранительные органы в очередной раз решили ограничиться наказанием «стрелочников». Напомним, что по итогам погромов, которые последовали после убийства приезжим местного жителя Егора Щербакова, в Следственном комитете России сообщили о задержании четверых человек, трое из которых уже арестованы до декабря и сидят в Бутырке. Статус четвертого, кстати, до сих пор неизвестен. «Один из арестованных «националистов» – татарин Тимур Мусикаев, его взяли на следующий день после событий, – рассказала «НГ» правозащитница Анна Каретникова. – Он сирота, из близких у него только старшая сестра. Сестра наняла адвоката, но видел он его лишь однажды. Тот сказал, что все плохо, слишком многое упущено».
Изначально всех фигурантов этого дела обвинили в «хулиганстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору» (ст. 213 УК). К ней могут прибавиться обвинения в насилии против представителей власти (ст. 318 УК). Максимальное наказание по первой статье – до семи лет лишения свободы, по второй – до 10. При этом некоторые задержанные уже начали признавать вину – чего делать, по мнению независимых юристов, не следовало. Например, о частичном признании своей вины объявил Тимур Мусикаев, которого обвинили в том, что он якобы бросил урну в сотрудника полиции, хотя и не попал. В беседе с правозащитниками он признался, что у него нет денег даже на отправку письма через систему ФСИН стоимостью 50 руб. – слишком тяжелым бременем на сестру легла оплата услуг адвоката.
О признании вины сообщил и 24-летний Артем Новиков – коренной житель Бирюлева, которого задержали во время митинга у овощебазы. Его обвинили в том, что он замахнулся на сотрудника полиции. В беседе с правозащитниками Новиков объяснил, что хорошо знал брата убитого Егора Щербакова, поэтому и пошел на овощебазу, но, по его словам, ничего там громить не собирался. Сестра Новикова утверждает, что ее брату могут предъявить обвинение еще и по статье 282 (возбуждение ненависти либо вражды): «Его называют теперь чуть ли не лучшим другом Щербакова и организатором беспорядков, а он нормальный бирюлевский парень». Следователи между тем подчеркивают, что ранее Новиков был трижды судим за грабеж, вымогательство и мошенничество (дважды условно и один раз реально). Родственники убеждены, что судимости оказали решающее влияние на решение об аресте. В Сети также есть несколько его фотографий и видеороликов с его участием, однако в числе погромщиков овощебазы его нет. На другой фотографии он закрывает голову от дубинок омоновцев. Другой фигурант «дела о погромах» – 18-летний учащийся колледжа (как он сам шутит, уже бывший) Артем Титаренко. «Такое ощущение, что посадили ребенка – ему бы в школу, а не в камеру, – рассказывает Каретникова. – Выглядит он от силы на 16 лет». Парня обвиняют в том, что он хулиганил и сопротивлялся при задержании у торгового комплекса «Бирюза», а также ударил ногой по воротам овощебазы и кричал националистические лозунги. Титаренко предъявленные обвинения отрицает. «Кому я мог сопротивляться? Там такая толпа, толкучка была, что я рук своих не видел, – цитируют беседу с ним правозащитники. – Да и лозунги не кричал. Все пошли куда-то – и я пошел». Его адвокат говорит, это называется «инстинкт толпы». На его же вопрос, зачем поехал в Бирюлево, парень ответил, что хотел положить цветы: «Убитый – друг моей двоюродной сестры».
«На националистов эти люди похожи как я на балерину», – пошутила в беседе с «НГ» Анна Каретникова. Однако на самом деле всем сидящим сейчас по «бирюлевскому делу» грозит серьезное наказание. При этом наблюдатели уже задаются таким вопросом: по какому признаку из более трех сотен задержанных были отобраны эти трое и не идет ли речь об очередной попытке показательного суда над «крайними»? Как, например, в свое время были осуждены пятеро участников националистического бунта на Манежной площади, а сейчас судят почти три десятка фигурантов «болотного дела». Тем более что итогом беспорядков стали кадровые перестановки в руководстве района и даже округа, а также закрытие овощной базы. А вот мирным путем добиться этого жители не могли вот уже много лет.