Депутат-«фронтовик» Валерий Трапезников о «золотых парашютах»: «Доколе?» Фото РИА Новости
Правительство вчера внесло в Госдуму поправки к Трудовому кодексу об ограничении размера компенсационных выплат руководителям госкомпаний. Размер «золотого парашюта» составит от трех до шести среднемесячных заработков. При этом указывается, что компенсации за неиспользованный отпуск к выходным пособиям не относятся. Не вводит кабинет министров каких-либо рамок и для зарплат госбизнесменов. Кабинет министров откровенно объясняет, что их положение в результате изменений закона никак не ухудшится. То есть «парашюты» сохранятся, но станут менее яркими – то ли серебряными, то ли платиновыми.«Золотые парашюты», то есть компенсации топ-менеджерам компаний за досрочное увольнение, как известно, наиболее ярко блестят в российском госсекторе. Руководители госкорпораций, ФГУПов и прочих структур с госучастием получают выходные пособия в таких размерах, что на них уже обратили внимание политики. В Госдуме сейчас лежат четыре законопроекта, вводящих те или иные нормы регулирования заработков госбизнесменов. Кроме трех оппозиционных фракций, отметилась даже «Единая Россия», а точнее, ее «фронтовое крыло».
Напомним, кстати, что на конференции ОНФ по социальной справедливости в апреле этого года Владимир Путин и дал поручение правительству разработать систему ограничений. Кабинет Дмитрия Медведева, который в прошлом был яростным борцом с госкорпорациями, думал почти полгода и наконец кое-что придумал.
Вчера в Госдуму был внесен законопроект, который вводит в Трудовой кодекс (ТК) статью об ограничениях размера «золотых парашютов». Хотя правительственный документ и встал в очереди пятым, но, похоже, принят будет именно он. Заметим, что три оппозиционных проекта ему, конечно, были не соперники. Главным конкурентом была инициатива «Народного фронта», один из лидеров которого Валерий Трапезников на той самой конференции ОНФ и спросил президента: «Доколе?» Трапезников потом стал автором поправок в ТК, установивших, что в одних случаях более 12 среднемесячных окладов, а в других – более 18 давать увольняемому топ-менеджеру государство не имеет права. Как, впрочем, и меньше трех. И вот вчера ряд соавторов Трапезникова заявили, что «фронтовики» свое предложение отзывают, поскольку оно получается более мягким чем правительственное.
В нем действительно нет разделения на госкорпорации, созданные по специальным законам, и на все остальные организации с госучастием, то есть с долей государства более 50%, как это прописано в проекте ОНФ. Для всех – руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов совета директоров – прописывается одинаково жесткое ограничение: не менее трехкратного среднемесячного заработка и не больше шестикратного. Выглядит замечательно, но есть и некоторые нюансы. Например, такая фраза: «Денежная компенсация за неиспользуемый отпуск выплачивается без учета указанного ограничения».
Корреспондент «НГ» поинтересовался у опытных думских аппаратчиков, а насколько большой может быть данная компенсация. Ответ был дан поразительный: неограниченно. Дело в том, что в госструктурах именно к отпуску положено давать различные премии, лечебные и оздоровительные компенсации и так далее. Скажем, даже работники аппарата ГД, в последнее время не избалованные щедрым денежным содержанием, перед отпуском получали десятки тысяч рублей. А депутаты – сотни тысяч.
Еще одна пикантная подробность правительственного законопроекта по борьбе с «золотыми парашютами» заключается в том, что в нем нет ограничений для размера зарплат руководителей госкомпаний. Заметим, что во всех трех оппозиционных проектах именно на этом и сосредоточено основное внимание. Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов посвятил свою инициативу именно этой проблеме. По его мнению, зарплата начальников в финансируемых из любых бюджетов организаций не должна быть выше уровня в восемь средних зарплат работников этих же самых организаций.
У коммунистов и эсэров среди предложений ограничить компенсации по увольнению соответственно тремя или двенадцатью окладами также есть варианты сдерживания самих этих окладов. Скажем, как предлагает депутат ГД Олег Нилов («Справедливая Россия»), со всеми накрутками и премиями – не больше, чем у президента страны. А вот в законопроекте, подписанном всем руководством фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым, предлагается главам госкомпаний платить оклады не большие, чем у федеральных министров, а совокупное денежное содержание ограничить восьмикратным средним уровнем всех работников той или иной структуры.
Ну а смысл законодательной инициативы правительства передает последнее предложение прилагаемой к проекту пояснительной записки: «Предлагаемые законопроектом изменения не ухудшают положения работников в сфере трудовых отношений». Так что вполне откровенно объясняется, что никакие «золотые парашюты» на самом деле не отменяются. Просто делается так, чтобы они не выглядели слишком блестящими.